вторник, 27 сентября 2011 г.

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

На прошедшей 22-23 сентября 2011 года в Хасавюртовском филиале Дагестанского государственного педагогического университета международной научно-практической конференции обсуждены проблемы и перспективы филологического образования в контексте межкультурного взаимодействия. В рамках конференции были организованы пленарное собрание и три тематические секции. Секция «Новые информационные технологии в межкультурной коммуникации» работала в Хасавюртовской центральной городской библиотеке имени Расула Гамзатова при поддержке всемирной благотворительной программы профессионального развития учителей «INTEL®. Обучение для будущего».

Большую часть собравшихся на секционное заседание участников конференции составили хасавюртовские выпускники этой программы – школьные педагоги, библиотекари и старшекурсники педагогического университета. Сначала они ознакомились со стендовыми докладами, которые прислали в Хасавюрт исследователи из Казахстана, США, Украины, Южно-Африканской Республики и различных регионов Российской Федерации.

Затем в формате «круглого стола» состоялся обмен мнениями по обсуждаемому вопросу. Об эффективности блога как образовательного инструмента рассказала заместитель директора Хасавюртовского многопрофильного лицея Анжела Рамазанова. Влияние информационной грамотности на расширение читательского кругозора учащихся проанализировала учительница гимназии имени М. Горького Юлия Абдуллаева. Живой интерес вызвало сообщение директора Дома детского творчества Михаила Нохова о том, как он и его коллеги используют компьютерные технологии для учебной коммуникации в учреждении дополнительного образования. Заместитель директора Хасавюртовской городской централизованной библиотечной системы Бурлият Умаханова представила играющие важную роль в межкультурном диалоге цифровые ресурсы на языках народов Дагестана.

Участники круглого стола отметили также, что огромное информационное поле, рождая новые возможности коммуникации и познания, в то же время создает и новые опасности, которые нужно осознать, чтобы оптимизировать человеческие взаимоотношения в эпоху Интернета. Не представляя себя вне мира электронно-технических устройств, многие молодые люди сегодня все более отдаляются от естественных условий своего существования. Живое общение они подменяют разговором по телефону или электронным обменом мнениями. В результате непосредственный контакт человека с человеком, развивающий эмоциональную сферу и душу, заменяется на механическое взаимодействие, создающее иллюзию общения. Электронная коммуникация не имеет нюансов, полутонов, обеспечивающих полное понимание, лишена теплоты, помогающей воспринять и почувствовать другого человека. Это нередко провоцирует агрессивность, приводящую к психическим изменениям, которые отмечаются в поведении некоторой части дагестанской молодежи.

И, тем не менее, как подчеркивается в итоговом документе секции, обучение школьников и студентов на основе новых информационных технологий, обеспечивая возрастание объема знаний и развитие критического мышления, помогает каждому молодому гражданину стать более восприимчивым и открытым к другой культуре, осознать культурные стереотипы и предрассудки и избавиться от них, отказаться от неприятия культурных различий, улучшить межличностные отношения в виртуальной и реальной поликультурной среде.