воскресенье, 26 февраля 2012 г.

НИ ДНЯ БЕЗ КНИГИ!

Паху Магомедовна Мамаева заведует библиотекой хасавюртовской средней школы № 10. Сама влюбленная в книгу, она старается, чтобы девизом всех, кто учит и учится, стали слова: «Ни дня без книги!». Для каждого юного и уже взрослого читателя у нее есть свой ключик. Потому в библиотеку приходят не только за нужным литературным произведением или материалами к докладу, но и за советом, за сочувствием да и просто-напросто на «чашечку чая».

- Паху Магомедовна, как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с детским чтением?

- Меня и моих коллег беспокоит то, что не все нынешние школьники – активные книголюбы. Вспоминаю свое детство: книг было немного и чтобы получить нужную литературу, я записывалась в библиотеке в очередь. Теперь ситуация изменилась: выбор огромен; чего нет в школе или дома, без особого труда можно найти в магазине или в Интернете. Но я с тревогой наблюдаю, как многие учащиеся отдают предпочтение кратким пересказам или фильмам, вместо того, чтобы самим прочитать не перестающую волновать меня классику, отечественную и зарубежную.

- В чем, на Ваш взгляд, причины этого явления?

- У нас в Дагестане весьма почитаем авторитет старших. Если бы дети чаще видели, как читают их отец или мать, то они бы обязательно следовали такому положительному примеру. Но, к сожалению, далеко не во всех семьях осознают это. Иногда родители наших учащихся спрашивают меня, как заставить ребенка читать. На что я непременно отвечаю: заставить нельзя, надо показать детям радость от общения с книгой, обсуждать с ними прочитанное, прививать с малых лет любовь к печатному слову.

- А как школьная библиотека может решить эту важную и сложную проблему?

- Всей своей деятельностью я стараюсь убедить школьников, что без чтения жить нельзя, без него жизнь будет пустая и ее не заполнишь ни сериалами, ни компьютерными играми. Мне не раз приходилось наблюдать, как менялись к лучшему те ребята, которые любят книгу: они отлично усваивали знания, у них развивались память, усидчивость, а те, кто увлекался поэзией, выросли людьми тонкими, эмоциональными. Что очень отрадно, они передали любовь к чтению своим младшим братьям и сестрам. И мы с ними опять начинаем с азов – с Маршака и Барто и доходим до Бунина и Шекспира.

- Недавно в Вашей библиотеке прошел конкурс чтецов «Живая классика». В чем Вы видите его актуальность?

- Это очень своевременная и весьма необходимая акция. Она всколыхнула практически всех наших шестиклассников, потому что прежде чем попасть на школьный тур, надо было удачно выступить в своем классе. В дни подготовки к конкурсу я помогала ребятам подбирать тексты для чтения – самостоятельно справиться с этим им пока еще не под силу. Литературный фрагмент должен соответствовать возрасту и особенностям характера ребенка, его выразительным способностям – ведь далеко не каждый обладает артистизмом и потому очень важно найти ту часть классического произведения, которая поможет наивысшему самовыражению юного чтеца. Я считаю, что проигравших в этом конкурсе не было: все его участники получили возможность развить свои творческие задатки и открыть для себя прежде незнакомый, но такой удивительный мир вечно живой литературной классики.


Беседовала Рима ИСАЕВА,

главный библиотекарь сектора массового библиотечного обслуживания муниципального учреждения «Хасавюртовская городская централизованная библиотечная система»