Роль книги и чтения у нас в России трудно переоценить. Книгу мы
всегда искали, и к библиотеке по сей день относимся как к храму.
***
Сегодня утверждают, что падает интерес к чтению, подростки потянулись
к другому. И это тоже есть, что скрывать. Но книга была и остается способом
самоусовершенствования, она и ум образует, и сердце воспитывает.
***
Почти тридцать лет я работаю в системе образования, у меня взрослый
сын, три внучки. И смею утверждать, что самое любимое наше общее занятие – это
чтение книг. Любовь к чтению первоначально исходит из семьи. Я очень люблю
людей, которые гордятся своими домашними библиотеками, интересуются книжными
новинками, спрашивают совета, что почитать, а потом обсуждают прочитанное с
друзьями.
***
Конечно, сейчас немодно выписывать в заветную тетрадь полюбившиеся
строки. На смену этому увлечению пришли готовые энциклопедии афоризмов, россыпи
мыслей... Что ж, прочти и прислушайся.
***
Литература – предмет интересный, трудный, требующий полного
погружения, а этого не всегда детям хочется. Для меня важно, чтобы мои ученики
знали русскую классику. Здесь я агитатор сильный. Постоянно ищу пути, которые «завлекут, привлекут и не отпустят от книги».
***
Дети любят, когда я читаю на уроке. Выбираю те строки, где в малом
забрезжит свет большого и осветит их жизнь. Здесь важно найти ключевые слова,
пронзительную ноту, побудить детей прочитать и перечитать хорошую книгу.
***
Попадая «в точку», мы приобретаем верного читателя. Иногда я прошу
ребят: «Попробуйте сами сформулировать
тему сочинения. О чем вам хочется подумать, поразмышлять?» Не исключено,
конечно, что кто-то перепишет тему из сборника шпаргалок, а кто-то сам
«откроет» для себя свою правду, свой поиск истины.
***
Английский писатель с польскими корнями Д. Конрад заметил: «Автор пишет только половину книги: другую
половину пишет читатель». Для меня самое важное, чтобы, прочитав книгу,
ученик захотел ее «дописать». Мы «дописываем» и «Ревизора», и «Муму». Тургенев,
к примеру, дает много импульсов для того, чтобы на ночь глядя перечитать и
дописать, например, «Асю».
***
Я счастливый человек, поскольку застала то время, когда книги нужно
было доставать, искать, а потом им радоваться. Меня и сейчас трудно вытянуть из
книжного магазина. Книги для меня – высшее наслаждение, это я без устали
доказываю и детям. Нужно уметь руководить их чтением, и в библиотеку отвести за
руку, если надо. Стараться не просто агитировать, а самому быть интересным.
***
Любимым писателем является у меня и моих питомцев Фазиль Искандер.
Нам очень понятны и близки его слова: «Настоящий
читатель – это не тот, кто прочел книгу, а тот, кто возвращается к ней. Но для
этого и книга должна быть настоящей».
Галина ТКАЧЕНКО,
учитель Хасавюртовского многопрофильного лицея имени А. Абукова
учитель Хасавюртовского многопрофильного лицея имени А. Абукова