среда, 13 сентября 2017 г.

ПУШКИН ОБЪЕДИНЯЕТ КАВКАЗ

На протяжении ряда последних лет одним из приоритетов Хасавюртовской центральной городской библиотеки имени Расула Гамзатова стала международная деятельность. При поддержке фонда «Русский мир», органов местного самоуправления, различных бизнес-структур и общественных объединений граждан успешно реализованы 6 масштабных проектов с участием библиотек, учреждений культуры и образовательных организаций из разных государств бывшего СССР и стран дальнего зарубежья.

Очередной акцией по сплочению широкого профессионального сообщества стал международный семинар-практикум «Литературное наследие А.С. Пушкина как одна из духовных основ единения Русского мира. Кавказский опыт», прошедший в начале сентября в Дагестане. Обширная программа этого форума, который собрал специалистов библиотек из Абхазии, Азербайджана, Донецкой Народной Республики, Южной Осетии, а также их коллег из регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, включала множество интересных мероприятий.

После оглашения глубоко содержательных приветствий видных кавказских пушкинистов Валентины Бязыровой (Владикавказ), Нурихан Кияровой (Майкоп) и Жанны Зассеевой (Цхинвал) начался круглый стол «Пушкин и Кавказ», прошедший на базе средней школы № 8 города Избербаша и задавший тон важному событию. С большим вниманием были заслушаны тематические сообщения, представленные библиотекарями Крыма, Северной Осетии, Ставропольского края, Чечни и Дагестана. По просьбе избербашских педагогов докладчикам было предоставлено вдвое больше запланированного времени, чтобы каждый выступавший сумел ответить на многочисленные вопросы заинтересованной аудитории. Трогательным был момент коллективной фотографии на фоне нерукотворного природного памятника – знаменитой на весь мир скалы Пушкин-тау, когда студенты Горловского института иностранных языков Ксения Зогова и Валерий Костышак вдохновенно читали строки Николая Доризо:

Есть такая скала в Дагестане,
Что один поворот головы,
И в далеком ее очертанье
Профиль Пушкина видите вы...

Пушкин. Как же здесь любят его!
И в своей титанической силе
Горы Каспия, как волшебство,
В камне эту любовь повторили.

Второй день семинара проходил в древнем Дербенте. Дружеский прием оказали гостям в государственном музее-заповеднике и музее истории мировых культур и религий, чьи высококвалифицированные специалисты помогли провести мастер-класс «Пушкин и Дербент» в форме увлекательной игры-путешествия по местным достопримечательностям. Сначала участники семинара на интерактивной карте находили зашифрованные в строках из пушкинских стихотворений объекты музейной инфраструктуры, а потом знакомились с ними воочию. Хоть великому поэту не довелось побывать в Дербенте, здесь можно найти яркую живую иллюстрацию к каждому его произведению, посвященному Востоку и Кавказу.

Заключительная дата семинара совпала с днем рождения Расула Гамзатова и потому по приглашению руководства Хунзахского района круглый стол «Пушкинская поэзия на кавказских наречиях» был организован на малой родине народного поэта Дагестана, свято хранящей память о своем уроженце. Выступившие рассказали о переводах А.С. Пушкина на ингушский, осетинский, аварский, абхазский, крымскотатарский и другие языки, а во время посещения мемориального комплекса «Белые журавли» прочли некоторые из них у огромного портрета наследника пушкинской традиции – великого Расула, сына Гамзата из Цада. Собственное посвящение Р. Гамзатову прозвучало и в исполнении известного поэта Тимура Раджабова, который на протяжении всей программы форума встречался с дагестанскими школьниками, начинающими путь в литературу.

По мнению практически всех участников семинара проект, нацеленный на продвижение литературного наследия А.С. Пушкина, прежде всего содействовал укреплению сотрудничества библиотечно-информационных и образовательных учреждений Русского мира в деле популяризации классической художественной литературы. Участники профессиональной встречи обменялись опытом практического применения различных форм, методов и технологий ознакомления детей и молодежи с русской литературной классикой, рассмотрели наиболее эффективные технологии популяризации в детской и молодежной среде произведений А.С. Пушкина, определили перспективные направления профессиональных исследований по вопросам популяризации пушкинского творчества. В ближайшее время подготовленный по итогам семинара-практикума электронный сборник материалов будет представлен в сети Интернет в режиме свободного доступа.