Абдуллаева Э. Музыкальный фольклор в образовательном пространстве Дагестана/ Эльмира Башировна Абдуллаева// Мир науки, культуры, образования.- 2022.- № 3 (94).- С. 5 – 8.
В статье впервые проанализирован опыт использования музыкального фольклора народов Дагестана в образовательных учреждениях республики. Несмотря на значительное количество фундаментальных и прикладных исследований в области фольклора, вопрос о его освоении как культуры устной традиции в образовательном процессе региона до настоящего времени специально не исследовался. Автором актуализированы проблемы включенности народного музыкального искусства в обучение, определена значимость фольклора в формировании личностных и профессиональных навыков учащихся. Особое внимание уделяется анализу форм работы с народным музыкальным материалом в образовательном процессе от школьных учреждений до профессиональных институций среднего и высшего музыкального образования. Показан вклад основоположника музыкального образования в республике Г.А. Гасанова и его последователей – дагестанских композиторов – в музыкальное воспитание и просветительство молодежи на основе музыкального фольклора. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что определение места и роли музыкального фольклора в образовательной среде учреждений Дагестана сегодня нуждается не только в исследовании, но и в его практическом применении в учебном процессе.
Адаменко С. Музыкальный фольклор: к проблеме воплощения сценического образа/ Снежана
Викторовна Адаменко// Культурная жизнь Юга России- 2013.- № 4 (51).- С. 110 – 112.
В статье исследованы этапы формирования сценического образа на основе раскрытия эстетических качеств предметов и явлений действительности и способности к эстетическому созерцанию.
Адаменко С. Народная песня как основа музыкального фольклора/ Снежана Викторовна Адаменко//
Культурная жизнь Юга России.- 2013.- № 1 (48).- С. 93 – 96.
В статье рассматривается вопрос о функциях русской народной песни как специфического рода человеческого мышления и деятельности
Артёмкина Т. Особенности использования музыкального фольклора в социальном воспитании младших школьников/ Татьяна Евгеньевна Артёмкина// Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова.- 2009.- Том 15.- № 3.- С. 321 – 324.
В статье рассматриваются традиционные и современные способы передачи культурного опыта, позволяющие обосновать механизмы освоения музыкального фольклора, выявить особенности и возможности его эффективного использования в социальном воспитании младших школьников.
Буаттура Н. Артистизм как одна из форм бытия в исполнительском пространстве музыкального фольклора/ Насер-Эддин Буаттура// Вестник Московского государственного
университета культуры и искусств.- 2011.- № 2 (40).- С. 93 – 96.
В статье прослеживаются особенности «бытования» артистизма в фольклорном музыкальном творчестве; утверждается мысль о возможностях эффективного развития артистических способностей музыкантов-исполнителей средствами музыкального фольклора.
Гаджиева Р. Формирование музыкального вкуса молодежи на материале песенного фольклора/
Раисат Ибрагимовна Гаджиева// Общество: социология, психология, педагогика.-
2022.- № 6 (98).- С. 153 – 156.
В статье рассматривается специфика сферы культурно-музыкального потребления современной молодежи. Широкая пропаганда средствами массовой информации антихудожественных явлений, посредственных музыкальных сочинений ведет к девальвации музыкально-эстетического вкуса подрастающего поколения, что определило актуальность проблемы. На основе анализа научно-педагогической литературы, обобщения, наблюдения, педагогического эксперимента определены педагогические условия процесса формирования музыкального вкуса молодежи на материале песенного фольклора. Для проведения педагогического эксперимента выбрана молодежная возрастная категория 14 – 17 лет, относящаяся к школьной категории старшеклассников. В результате проведенного исследования определено, что наиболее эффективной и результативной формой освоения народного музыкального творчества является создание в школе театра фольклорной песни. Выбор коллективных форм в работе с молодежью обусловлен тем, что, согласно научным представлениям, одной из характерных особенностей современной молодежи выступает ее склонность к групповой деятельности.
Емелина С. Возможности музыкального фольклора в формировании гражданской культурыподростков/ Светлана Александровна Емелина, Зилия Мухтаровна Явгильдина// Филология
и культура.- 2015.- № 1 (39).- С. 312 – 316.
В статье рассматривается проблема формирования гражданской культуры подростков средствами музыкального фольклора. Проводится анализ программ по музыке, в основе которых заложен музыкальный фольклор. Опытно-экспериментальная работа проводилась с подростками седьмых классов средней общеобразовательной школы № 177 Казани с углубленным изучением отдельных предметов. В качестве содержательной основы эксперимента выступала авторская гражданско-патриотическая программа «Дети российских школ», направленная на развитие гражданской культуры личности и раскрывающая богатый мир фольклорного творчества. Сформированность гражданской культуры определялась посредством проведения диагностики направленности школьника на определённую область музыкального искусства, анкетирования на выявление уровня знаний и навыков в области фольклора. Результаты опытно-экспериментальной работы доказывают, что музыкальный фольклор обладает большим воспитательным потенциалом формирования гражданской культуры.
Казакова В. Использование музыкального фольклора как средства адаптации к социальной среде/
Валентина Петровна Казакова// Вестник Чувашского университета.- 2006.- № 6.- С.
295 – 298.
Музыкальный фольклор (песенный или инструментальный) может быть использован как в качестве учебного предмета или кружка в традиционной общеобразовательной школе, так и в качестве специального подхода, объединяющего в себе обучающее, воспитательное и психотерапевтическое направления работы. Крайне важен тот момент, что обучение музыкальному фольклору необходимо использовать как можно в более раннем возрасте, поскольку с каждым годом приходит в школы все больше больных детей. И больных не только физическими болезнями. Они несут на себе отпечатки всего, что происходит в мире нездоровых отношений взрослых. Важнейшие тенденции развития современного общества и общественного сознания, а именно: стремление к целостности, гармоничности и непротиворечивости, потребность в овладении и приобщении к культуре своего народа - делают фольклор достойным объектом всестороннего научного изучения, в ходе которого будут раскрыты все новые значимые грани этого феномена. Фольклор обращается к тем сокрытым от сознания глубинам, прикосновение к которым может дать ответы на многие вопросы нашего существования.
Каминская Е. Современный музыкальный фольклоризм в актуализации традиционного фольклора: функциональный аспект проблемы/ Елена Альбертовна Каминская// Вестник
славянских культур.- 2018.- Том 48.- С. 76 – 82.
В современной культуре достаточно ярко проявляет себя взаимодействие двух ее пластов: народной культуры и профессиональной культуры. Одним из проявлений такого взаимодействия выступает фольклоризм. В соответствии с видовой классификацией искусства фольклоризм может быть различных видов: литературный, музыкальный, в изобразительном искусстве и т.д. Музыкальный фольклоризм в современной культуре представлен разнообразными вариантами обращения к фольклорным материалам: от точного цитирования до стилизации под фольклор и опосредованного апеллирования к его образно-смысловой палитре. В этом контексте профессиональная художественная культура может выступить средой актуализации фольклорной культуры в силу достаточно регулярного обращения к последней как источнику авторского творчества.
Каргополова Т. Музыкальный фольклор как средство развития исполнительских способностей младших школьников/ Таисия Михайловна Каргополова// Вестник Московского
государственного университета культуры и искусств.- 2009.- № 4 (30).- С. 186 – 188.
В статье раскрывается сущность музыкального фольклора, его значимые особенности, благодаря которым происходит развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста, а также его значения в воспитании детей.
Киласония Э. Музыкальный фольклор как средство воспитания детей/ Этери Нодариевна Киласония//
Регионология.- 2013.- № 4 (85).- С. 322 – 323.
В статье обобщен успешный опыт работы этнокультурного центра при детской музыкальной школе № 1 города Саранска.
Колесникова С. Музыкально-песенный фольклор как средство народно-певческого воспитания детей/ Светлана Викторовна Колесникова// Символ науки: международный научный журнал.- 2016.- № 11 – 4 (23).- С. 132 – 133.
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся практической значимости музыкально-песенного фольклора в вопросах воспитания детей и приобретения ими народно-певческих умений и навыков в бытовой среде и в условиях современного музыкального образования.
Курасова Т. Эстетика музыкального фольклора в творчестве европейских композиторов первой половины ХХ века/ Тамара Ивановна Курасова// Вестник Московского
государственного университета культуры и искусств.- 2009.- № 6 (32).- С. 118 – 122.
В статье автор рассматривает эстетику музыкального фольклора как фактор духовности и преемственности музыкальных традиций. На примере творчества композиторов Европы первой половины ХХ века (Б. Мартину, Б. Бартока, П. Хиндемита, Д. Мийо, А. Онеггера) раскрывается значение фольклора в сохранении нравственных ценностей музыкального искусства.
Ларин А. Музыкальный фольклор как средство музыкально-творческого развития младших школьников/ Алексей Николаевич Ларин// Вестник Московского государственного
университета культуры и искусств.- 2008.- № 3.- С. 234 – 236.
Нельзя воспитать цельного духовно богатого человека, не приобщив его к сокровищнице народной культуры. Все богатство народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи, черты характера, формирует мировоззрение.
Ларин А. О детском музыкальном фольклоре в России/ Алексей Николаевич Ларин// Вестник
Московского государственного университета культуры и искусств.- 2008.- № 5.- С.
214 – 217.
В настоящее время принято считать, что детский фольклор все жанры и виды народного творчества, которые так или иначе бытуют среди детей и соответствуют их возрастным особенностям.
Летина Н. Взаимодействие традиционной и массовой культуры в современном отечественном музыкальном фольклоре/ Наталия Николаевна Летина, Наталья Алексеевна Ежгурова//
Верхневолжский филологический вестник.- 2018.- № 1.- С. 204 – 208.
В статье представлены результаты культурологического изучения современного отечественного музыкального фольклора в аспекте особенностей взаимодействия в нем традиционной и массовой культуры. На основе анализа репрезентативного эмпирического материала обоснованы культурные смыслы актуального бытования традиционной народной музыки в пространстве массовой культуры.
Летина Н. Исполнительские парадигмы музыкального фольклора в современной массовой отечественной культуре/ Наталия Николаевна Летина, Наталья Алексеевна
Ежгурова// Верхневолжский филологический вестник.- 2019.- № 4 (19).- С. 238 – 246.
Проблема предлагаемого исследования связана с изучением исполнительских парадигм музыкальных фольклорных традиций в современной отечественной массовой культуре. Актуальное бытование фольклорных традиций в ситуации доминирования массовой культуры носит кризисный характер, подвержено постоянной модернизирующей трансформации, адаптирующей традицию к возможностям современной аудитории и культуры. Важным контекстуальным аспектом актуальности исследования является поддержание национальной культурной идентичности в условиях глобализации, значимым фактором которого становится актуализация национальной культуры, закрепленная как одна из задач отечественной культурной политики. Актуальность собственно проблемного поля определяется необходимостью осознанного изучения современного состояния музыкального фольклора в отечественной культуре как условия сохранения, накопления и передачи знания музыкальных традиций отечественной культуры. В статье выявлены и охарактеризованы репрезентативные для отечественной массовой культуры исполнительские парадигмы актуализации музыкальных фольклорных традиций, а именно творческая реконструкция, иронический и пародийный дискурс, экстраполяция музыкального фольклора в академическую музыку.
Лихачева Е. Музыкальный фольклор как средство развития нравственных качеств старших дошкольников/ Елена Львовна Лихачева// Муниципальное образование: инновации и
эксперимент.- 2012.- № 6.- С. 56 – 60.
Статья посвящена актуальной проблеме развитию нравственных качеств с помощью музыкального фольклора.
Модина Е. Фольклор в системе современной музыкальной культуры/ Екатерина Олеговна
Модина// Регионология.- 2012- № 4 (81).- С. 256.
В последние годы в фольклористике много сделано по изучению природы фольклора, специфики его отдельных жанров, стилистических особенностей и т.д. Разнообразие теоретических вариантов определения фольклора объясняется тем, что в прошлом он был широкой полифункциональной областью словесного и музыкального народного творчества, отграничить и определить которую можно, если принять во внимание комплекс характерных свойств (устность, коллективность, народность, вариантность и др.).
Редькова Е. Жанровые особенности образцов детского музыкального фольклора/ Евгения
Сергеевна Редькова// Известия Российского государственного педагогического
университета имени А.И. Герцена.- 2009.- № 93.- С. 255 – 259.
Статья раскрывает жанровые и стилевые особенности детского/материнского фольклора: пестушек, потешек, прибауток.
Рудиченко Т. Жанровые системы музыкального фольклора: подходы к построению/ Татьяна
Семеновна Рудиченко// Южно-Российский музыкальный альманах.- 2021.- № 2 (43).-
С. 52 – 59.
Обоснование принципов построения жанровых систем является одной из главных задач при целостном описании традиционной музыки социальных групп (этнических, этноконфессиональных, территориальных) и при изучении их составляющих – жанров, жанровых циклов, жанровых и межжанровых типов. Оно позволяет продвинуться в направлении понимания специфики формирования, установления видового состава и места того или иного вида в массиве текстов, выявления внутренних и внешних системных связей. Эволюция содержания категории жанра и преломление теории систем в фольклористике и этномузыкологии создает предпосылки к изменению принципов построения жанровых систем. Анализируются опыты представления, в основу которых положен функциональный признак, осуществленные без учета специфики сферы предназначения в конкретной среде (исполняемые при определенных обстоятельствах, исполняемые при любых обстоятельствах) или с учетом таковой (внешнего и внутреннего быта для казаков, религиозного и мирского – для этноконфессиональной группы духоборов). Делаются выводы о том, что в теоретическом плане очевидна необходимость принятия во внимание полигенеза жанров, образующих субсистемы, и различного их места в системах музыкального фольклора социальных групп. В практическом плане представление структуры жанровой системы должно соотноситься с материалом и проблемой исследования, производиться по существенным признакам, формирующимся под воздействием разного рода факторов, характерных для той или иной культуры. Очевидна и потребность в опробовании нескольких способов упорядочения фольклорного материала, у каждого из которых свои возможности. С одной стороны, использование общепринятых моделей построения жанровых систем музыкального фольклора становится предпосылкой для их сопоставления и сравнительного изучения, с другой, - поиск нетрадиционного принципа систематизации позволяет наиболее адекватно и эффективно показать традицию, выявив ее специфику. Многообразие материала локальных или этнических традиций, тем и подходов к их изучению заставляют решать проблему жанровой систематизации каждый раз заново.
Сараева Л. Феномен музыкального фольклора (философско-культурологические аспекты)/ Любовь
Павловна Сараева// Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные
исследования.- 2016.- Том 2.- № 1 (1).- С. 83 – 86.
Чтобы выявить социокультурные характеристики музыкального фольклора, автор осуществляет комплексное исследование, сочетающее этнологический, фольклористический, феноменологический, системный и психологический подходы, включая анализ проявлений «бессознательного». Показано, что музыкальный фольклор способствует осознанию этнокультурных основ, постижению волевых, нравственных, эстетических и интеллектуальных способностей человека. Взгляд на музыкальный фольклор как на явление действительности, в котором соотнесены художественное и нехудожественное начала, соответствует его природе, изначально связанной с реальностью бесчисленными узами. Обзор открывает перспективу изучения новых аспектов социальной и культурной актуальности музыкального фольклора, пути углубления, конкретизации и развития совокупных знаний о нем, о музыкальном мышлении и музыкальной культуре как специфических социокультурных явлениях.
Сараева Л. Целостный охват коммуникативной сферы музыкального фольклора/ Любовь
Павловна Сараева// Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные
исследования.- 2014.- Том 1.- № 1 (7).- С. 107 – 116.
Целью статьи является обоснование тезиса, что комплексный психологический, этнологический, социологический и фольклористический подход, привлекая «бессознательное», помогает понять, «как оно становится социальным», как музыкальный фольклор способствует пониманию механизмов сознательно-ментальной регуляции жизнедеятельности и обнаруживает характеристики информационно-коммуникативной среды. Методологически статья выполнена в форме комплексного междисциплинарного психологического, этнологического, социологического и фольклористического подхода к анализу организации специально-научного знания. В результате исследовательской работы выявлено многообразие способов выявления коммуникативно-ценностных оснований музыкального фольклора. Применение результатов исследования возможно в научно-исследовательской, учебной и научно-творческой деятельности. Основным можно считать вывод о том, что сфера музыкального фольклора способствует пониманию гуманитарных технологий сознательно-ментальной регуляции жизнедеятельности и обнаруживает характеристики информационно-коммуникативной среды.
Соколова А. Жанровая трансформация в музыкальном фольклоре (на примере «Молитвы Шамиля»)/ Алла
Николаевна Соколова// Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение.-
2019.- Том 9.- № 1.- С. 30 – 45.
На примере кавказского танца «Молитва Шамиля» рассматриваются сложные процессы жанровой трансформации фольклорных вербальных и музыкальных текстов, происходящие в регионе Северного Кавказа. Танец, сымпровизированный кумыкским гармонистом в начале ХХ века. на основе рассказа очевидцев о пленении имама Шамиля, широко распространился в казачьей среде и затем по всему СССР. В течение последующих ста лет танец бытовал с шутливыми и сатирическими куплетами и без них, как сюжетно-театральная композиция в аутентике и на сцене художественной самодеятельности, как музыка для сабельного фланкирования и т.п. В работе исследуются механизмы трансформационных процессов. Музыкальный текст меняет жанровую маркировку: танец превращается в песню, песня в молитву, молитва становится гимном. В содержательном плане первоначально исторический герой перевоплощается в антигероя, подвергается осмеянию. Меняется и его этническая маркировка: аварец Шамиль «замещается» безымянными чеченцем и черкесом, а позже казаком. Смена героя коррелирует с жанровой характеристикой музыки. Танец постепенно превращается в шуточную песню, затем в искрометную лезгинку и, наконец, в казачий гимн. Музыкальный инвариант песни отделяется от первоисточника и контаминирует с другими известными мелодическими темами. Объективные причины жанровой трансформации кроются в динамичных социокультурных процессах на Юге России, обусловленных локальными войнами, живым функционированием традиции с использованием наработанных веками адаптивных приемов фольклора. Социокультурные вызовы современного общества Юга России также связаны с потребностью в консолидации и культурном возрождении казачества.
Сотникова И. Фольклор как средство развития музыкальной культуры учащихся/
И.В. Сотникова// Обучение и воспитание: методики и практика.- 2016.- № 28.-
С. 89 – 94.
В статье рассматриваются понятия «фольклор», «культура», «музыкальная культура», а также влияние фольклора на развитие музыкальной культуры учащихся.
Трибушная Г. Музыкальный фольклор как средство духовного развития младших школьников/ Галина
Андреевна Трибушная// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион.
Серия: Естественные науки.- 2006.- № S16.- С. 84 –
87.
Знакомство с историей народа, изучение фольклора, национальных традиций, обычаев и обрядов, местных танцев и песен обогащает внутренний мир младшего школьника. Изучение местной культуры и искусства, в том числе народной музыки, учит ребенка с ранних лет не только знать и любить свой край, свою страну, беречь талантливые произведения старины, уважать и соблюдать традиции своего народа, но и развивать духовно-нравственные ценности личности. Обращение к музыкальному фольклору помогает возрождать незаслуженно забытые обычаи, обряды, песни. Эмоциональное восприятие, интерес, творческое освоение песенного фольклора способствуют духовному развитию младших школьников, формируют у них эстетические потребности в области искусства, стремление к постижению художественных ценностей общества, учат воспринимать прекрасное в природе и окружающем мире через народную музыку. В духовном развитии младших школьников сделано далеко не все возможное. В частности, следует использовать музыкальный фольклор во всем его жанровом и региональном многообразии в практике общеобразовательной школы, поскольку все в нем, от исторической памяти до красот музыкальной интонации, составляет важную духовную опору для формирования личности и национального самосознания.
Шишкова Е. Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора/
Екатерина Владимировна Шишкова// Экспериментальные и теоретические исследования
в современной науке. Сборник статей по материалам XXXI международной
научно-практической конференции.- Новосибирск, 2019.- С. 20 – 24.
Ознакомление учащихся младшего школьного возраста с народными песнями – одно из существенных средств их полноценного эстетического воспитания, а также формирования их музыкально творческих навыков. Непосредственность, легкость, образность интонации, мимики, жеста в народной песне определены основным фольклорным правилом, где акт творчества осуществляется в присутствии слушателя и при его содействии. Правда в том, что только благодаря фантазии могла существовать и развиваться народная песня. Основное правило постижения музыкального фольклора – не копирование народного наследия, народного исполнения, а абсолютное осознание смысла фольклорного творчества, народного художественного мышления. Именно такой подход к народной песне как средству музыкального фольклора можно считать благоприятным для эстетического воспитания младшего школьника.
Составитель
Бурлият Магомедрасуловна Умаханова