четверг, 29 июня 2023 г.

ПЕДАГОГАМ-ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ

Аннотированный рекомендательный список электронных полнотекстовых публикаций

В рамках Года педагога и наставника в Российской Федерации

Бережнова Е. Культура педагога-исследователя: Научная статья/ Елена Викторовна Бережнова// Вестник «Өрлеу» – Kst.- 2013.- № 1 (1).- С. 10 – 14.

Известно, что культура выступает особой подсистемой общества, но она пронизывает все без исключения состояния социальной жизни, и нет ни одного социального феномена, который был бы изолирован от влияния культуры, не нес бы на себе печати ее воздействия.

Болотнова Н. О коммуникативной культуре педагога-исследователя в контексте современной языковой ситуации: Научная статья/ Нина Сергеевна Болотнова// Вестник Томского государственного педагогического университета.- 1998.- № 2.- С. 36 – 42.

В задачи статьи входит освещение некоторых особенностей современной языковой ситуации, отражающей уровень духовной культуры общества и влияющей на коммуникативную культуру учителя и основные направления его деятельности.

Востриков А. Концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компетентностного подхода: Научная статья/ Вестник Томского государственного педагогического университета.- 2011.- № 1 (103). С. 59 – 62.

Представлена авторская концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компетентностного подхода. Предложены условия организации учебного процесса, определены направления работы по реализации концепции.

Грязнова Е. Методологическая культура педагога-исследователя: Научная статья/ Елена Владимировна Грязнова, Ольга Александровна Никишина// Перспективы науки и образования.- 2018.- № 3 (33).- С. 68 – 73.

В работе отражены сложившиеся в современном научном знании подходы к определению методологической культуры педагога-исследователя. На их основе авторы статьи определяют ее структуру и сущность, а также анализируют проблемы, связанные с ее формированием и реализацией в современной педагогической практике. Авторами проводится эксперимент, направленный на выявление трудностей, возникающих у студентов при написании и оформлении научной работы; приводятся его результаты и делаются выводы относительно сформированности методологической культуры будущих педагогов. Авторы подчеркивают системный характер выявленных в ходе эксперимента проблем и приводят пути их решения с опорой на комплексный системный подход.

Деревянченко Е. Совокупность условий подготовки педагогов-исследователей к межкультурному  взаимодействию: Научная статья/ Елена Анатольевна Деревянченко// Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий.- 2018.- № 2 (26).- С. 116 – 121.

В статье рассматривается проблема подготовки научно-педагогических кадров к межкультурному взаимодействию в сфере образования и педагогических исследований, которое подразумевает совместное решение специалистами-представителями разных культур актуальных педагогических проблем в рамках опосредованных и непосредственных контактов в процессе их профессиональной деятельности. Целью и задачами данной работы является выявление и обоснование совокупности педагогических условий подготовки будущих педагогов-исследователей, создание некоторых рекомендаций по использованию конкретных способов и приемов подготовки к такого рода межкультурной деятельности. Теоретико-методологические положения культурологического подхода раскрывают понимание педагогики и образования как части национальной культуры, позволяют выявить парадигмальные различия в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях, определить культурно-специфические особенности в функционировании национальных образовательных систем в целом и образовательного процесса в частности, а методология структурно-функционального подхода к исследованию языковых явлений раскрывает языковые различия на уровне русской и иноязычных терминологических систем. К основным результатам исследования следует отнести выводы о том, что целенаправленная работа с выявленными различиями, должна быть организована через реализацию необходимой и достаточной совокупности педагогических условий, обеспечивающих системные изменения всего процесса подготовки студентов магистратуры к межкультурному взаимодействию: содержательные условия предполагают включение ряда элементов, отражающих культурную специфику отечественного и зарубежного образования, педагогических исследований; технологические условия связаны с отбором ряда технологий, методов и приемов межкультурного обучения, позволяющих формировать необходимые навыки и умения вне непосредственных межкультурных контактов; организационные условия рассматриваются как вовлечение молодых педагогов-исследователей в межкультурное взаимодействие в его опосредованных (работа с зарубежной научной литературой, периодикой, ведение переписки с коллегами, блога, заочное участие в международных конференциях и пр.) и непосредственных формах (участие в программах академического обмена, стажировках, мастер-классах, совместных исследовательских проектах). Автором даются рекомендации по реализации названных условий, приводятся примеры практических заданий и тренингов, возможных внеаудиторных мероприятий.

Загвязинский В. О нормативном регулировании и формировании методологической культуры педагогов-исследователей: Научная статья/ Владимир Ильич Загвязинский, Альфия Фагаловна Закирова// Образование и наука.- 2013.- № 5.- С. 3 – 16).

В статье на основе содержания проекта Концепции модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации обсуждается проблема реорганизации сферы научных изысканий, касающихся образования. Чтобы противостоять разрушительным тенденциям имитации научного поиска, некорректных заимствований, словесного переодевания давно известных истин в исследовательских работах, предлагается рассмотреть направления профилактики и противодействия негативным явлениям в области педагогической науки. Первое направление, которое можно условно назвать нормативно репрессивным, прямо предусматривает процедурные рамки и строго регламентированные формы при подготовке публикаций, научных отчетов и защите диссертаций. Многие из изложенных в проекте мер на современном этапе представляются авторам необходимыми: они создают фильтр, не допускающий прохождение подделок и слабых работ, лишенных новизны и конструктивности. Но есть и другое, очень важное направление работы развитие методологической культуры исследователей, оказание им помощи в освоении и осуществлении поисковых процедур. Показан десятилетний опыт по проведению на базе Тюменского государственного университета постоянно действующего Межрегионального урало-сибирского семинара по практической методологии социально-педагогического исследования. За истекший период было проведено 20 сессий, включающих лекции ведущих специалистов, мастер-классы педагогов-новаторов, деловые игры (мини-защиты проектов) и охватывающих все этапы научного поиска от выбора темы и обозначения проблемы до оформления отчета, подготовки публикаций и представления результатов к защите. Сделан вывод о том, что на современном этапе кардинального обновления всех сфер социальной жизни для урегулирования процессов научно-педагогического творчества целесообразно уравновесить административно-нормативные меры энергичными действиями по воспитанию социальной ответственности ученых, системно организованному формированию методологической культуры и развитию креативных способностей педагогов-исследователей.

Закирова А. Ошибки гипотезирования как предмет методологической рефлексии педагога-исследователя: Научная статья/ Альфия Фагаловна Закирова// Образование и наука.- 2021.- № 6.- Том 23.- С. 11 – 42.

Статья отражает результаты теоретико-практического исследования механизмов выдвижения гипотез в научных исследованиях по проблемам образования. Цель представленного в статье научного исследования состоит в изучении методологических ресурсов повышения качества научных исследований по проблемам образования через осмысление ошибок гипотезирования как предмета методологической рефлексии педагога-исследователя. Методология, методы и методика исследования опираются на деятельностно-личностный подход к познанию, с одной стороны, самого процесса образования, а с другой, научно-поисковой деятельности по его исследованию; на исследование ценностно-смысловых оснований научной деятельности с обращением к культурно-исторической концепции; на феноменолого-герменевтический подход, направленный на актуализацию интерпретационного потенциала научных текстов; на привлечение классических методов теоретического анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнения, моделирования и экстраполяции как инструментов изучения поисковой деятельности педагога, а также методов экспертной оценки и включённого наблюдения. Методология базируется на критике методологической концепции индуктивизма и предполагает дополнение гипотетико-дедуктивного метода идеей пролонгированного сквозного гипотезирования, основанного на рефлексивной переоценке и предупреждении исследователем ошибок смыслообразования. Результаты исследования. В результате исследования вскрыты механизмы трансуровневой концептуализации педагогического знания в процессе отработки методологического аппарата научного исследования. В дополнение к существующим обоснованы нетрадиционные – специальные – требования к научным гипотезам, направленные на актуализацию их прогностических и диагностических функций. Проведена систематизация ошибок гипотезирования, дающая возможность проводить регулирование рефлексивного научно-педагогического поиска, осуществлять в процессе методологической подготовки и самообразования обратную связь и стимулировать выработку научно обоснованных эвристических педагогических решений. Показаны методические ресурсы и положительные результаты использования знаний о продуктивных возможностях превентивной деятельности по управлению ошибками в практике подготовки педагогов-исследователей: педагогические цели и установки исследовательской деятельности, принципы, конкретные дидактические средства формирования методологической компетентности и управления ошибками. Научная новизна. Феномен ошибки гипотезирования охарактеризован в контексте концептуализации и взаимосвязи элементов методологического аппарата научного исследования с учетом пролонгированности, кумулятивности и трансуровневости процесса выдвижения гипотезы как регулятора научного поиска. Практическая значимость. Результаты исследования рекомендованы к использованию при составлении учебных программ по курсу методологии научно-педагогического исследования и в качестве дидактического материала к учебным занятиям в процессе подготовки педагогов-исследователей в рамках магистратуры, аспирантуры, докторантуры и постдипломного самообразования. Предложенная типология ошибок гипотезирования применяется при разработке методологических требований к научному уровню диссертационных исследований по проблемам образования.

Карабасова М. Учитель-исследователь – современная компетенция педагога: Научная статья/ М.К. Карабасова// Вестник «Өрлеу» – Kst.- 2014.- № 4 (6).- С. 86 – 90.

Новой школе нужны профессионально компетентные педагоги, способные творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, готовые обучать учащихся самостоятельному поиску информации, проектной и исследовательской деятельности.

Ковалевская Е. Развитие проектной позиции учителя в диалоге: опыт саморефлексии педагога-исследователя: Научная статья/ Елена Николаевна Ковалевская, Алексанра Владимировна Гайворонская// Вестник Томского государственного педагогического университета.- 2014.- № 2 (143).- С. 80 – 86.

Обсуждается развитие позиции учителя в диалоге в контексте антропологического подхода. Материал образовательной практики осмыслен в логике профессиональной саморефлексии педагога-исследователя. Представлены образовательные прецеденты, концептуализация их содержания, экспертиза результатов, анализ и обобщение.

Корепанова Е. Методологическая культура как базис развития самостоятельности и творческих способностей будущего педагога-исследователя: Научная статья/ Елена Васильевна Корепанова// Наука и образование.- 2021.- № 4.- Том 4.

Профессиональной подготовке будущего педагога необходима организация научно-исследовательской деятельности для развития самостоятельности и творческих способностей. У будущих педагогов-исследователей должна быть сформирована методологическая культура, являющаяся базисом развития самостоятельности и творческих способностей.

Коржуев А. Логико-гносеологический интеллект педагога-исследователя и его деятельностный формат: Научная статья/ Андрей Вячеславович Коржуев, Александра Сергеевна Соколова, Марина Витальевна Писклова// Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018.- № 5 (813).- С. 33 – 49.

В статье рассматривается проблема логико-гносеологического интеллекта педагога-исследователя и его деятельностный формат; представлено раскрытие таких компонентов, как рефлексия метода и результата педагогического исследования, метатеоретический формат педагогического познания, педагогический поиск как теоретический фрагмент знания, дефинициентность объектов и феноменов педагогической действительности, междисциплинарный контент педагогики, «корректная историческая память». Представлено описание логико-гносеологически корректного «движения» автора от выбора темы исследования до формулировки его выводов, акцент сделан на корректном выдвижении исследовательской гипотезы. Метатеоретический формат педагогики раскрыт как процесс формирования новой области прикладного науковедческого знания посредством проецирования знания из области философии науки на конкретное содержательное поле педагогики, изучающей человека как субъекта обучения и воспитания. Логикогносеологический исследовательский интеллект педагога обозначен как мыслительная деятельность высокого уровня, позволяющая в условиях современной методологической полифонии педагогики: а) осуществлять корректное определение педагогических объектов и феноменов, предполагающее (как особо трудное в педагогике) полноту представления феномена или объекта образования в раскрывающей части, а также использования в ней понятий и терминов, понятных на уровне здравого смысла и не нуждающихся в дополнительном раскрытии; б) выстраивать определения в педагогике, ориентируясь на конкретную исходную теоретическую «сетку»; в) задействовать в процессе исследования историческую ретроспективу изучаемого сегмента педагогической действительности, осуществлять корректную историческую экспертизу инноваций; г) грамотно, взвешенно отображать междисциплинарный формат педагогического знания, осознавая те области знания «привлекаемых» в педагогику наук, которые корректно проявлены с точки зрения готовности к выстраиванию междисциплинарных контактов.

Кравченко М. Разговор с начинающим педагогом-исследователем: Научная статья/ Маргарита Борисовна Кравченко// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус.- 2003.- № 3.- Том 1.- С. 121 – 124.

В помощь начинающему исследователю. 

Кузина В. Подготовка педагога-исследователя в условиях педагогического колледжа: Научная статья/ Валентина Михайловна Кузина// Образование. Карьера. Общество.- 2012.- № 1 (33).- С. 70 – 72.

Подготовка педагога-исследователя в условиях педагогического колледжа требует разработки соответствующих поставленной цели содержания и технологий обучения и воспитания будущего специалиста, создание необходимого методического обеспечения.

Лепин П. Развитие методологической рефлексии педагога-исследователя: Научная статья/ Петр Вольдемарович Лепин, Валерий Александрович Беловолов, Светлана Павловна Беловолова// Сибирский педагогический журнал.- 2004.- № 1.- С. 52 – 63.

В современных социокультурных условиях актуализируется осознание того, что и устойчивое развитие общества, и преодоление проблем, с которыми оно сталкивается, и возможность дать ответы на вызовы тысячелетия зависят от состояния образования и образованности населения. Сегодня становится все более очевидным, что только профессионалы, способные делать дело и отвечать за него, могут обеспечить выживание общества, его выход из кризиса, его возврат к национально-культурным традициям.

Николаева А. Развитие педагогического мышления учителя-исследователя: Научная статья/ Алла Дмитриевна Николаева// Наука и школа.- 2012.- № 6.- С. 140 – 143.

В статье раскрывается роль исследовательского компонента в развитии педагогического мышления современного учителя-исследователя, обладающего готовностью к научной деятельности. Педагогическое сознание рассматривается как сущностная основа, обеспечивающая динамику процессов и профессионально-педагогического и научного становления педагога-исследователя.

Рындина Ю. К вопросу о методологической грамотности современногопедагога-исследователя: Научная статья/ Юлия Валерьевна Рындина, Ирина Михайловна Кунгурова// Международный научно-исследовательский журнал.- 2013.- № 3 – 2 (10). С. 71 – 72.

В статье рассматривается понятие «методологическая грамотность» педагога-исследователя, показаны составляющие данной грамотности, раскрыто их содержание. 

Сахарова В. Подготовка педагога-исследователя в системе повышения квалификации: Научная статья/ Валентина Ивановна Сахарова// Профессиональное образование в России и за рубежом.- 2014.- № 4 (16).- С. 106 – 109.

В статье рассматриваются функции педагогических работников, ориентированных на развитие исследовательской компетентности, предложены фазы групповой работы и рекомендации для организации исследовательской деятельности педагогов в системе повышения квалификации.

Ставринова Н. О разработке системы подготовки будущего педагога-исследователя: Научная статья/ Наталья Николаевна Ставринова, Наталья Владимировна Терехова// Проблемы и перспективы развития образования в России.- 2012.- № 15.- С. 165 – 173.

В статье обоснована потребность отечественного образования в педагоге, способном компетентно решать профессиональные исследовательские задачи. Представлен авторский взгляд на основания для разработки в вузе системы подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности, на структуру названной системы и способы ее реализации.

Степанова И. Методологическая культура – ориентир многоуровневой подготовки педагога как исследователя: Научная статья/ Степанова Инга Юрьевна, Владимир Александрович Адольф// Проблемы современного образования.- 2018.- № 5.- С. 123 – 132.

Подготовка педагога как исследователя – длительный процесс, который пронизывает все уровни высшего образования. Для обеспечения его целостности и результативности необходимо, чтобы обозначенный процесс приобрел стратегический ориентир. Таким ориентиром авторы предлагают избрать методологическую культуру. В статье обосновывается данный выбор исходя из потребности обновления образования, создания предпосылок выхода его из кризисного состояния посредством органичного соединения науки и практики. На основе рефлексивного анализа собственного опыта реализации многоуровневой подготовки в вузе делается попытка представить наиболее значимые и действенные моменты, способствующие становлению педагога в методологической культуре. Показывается, как за счет включения педагога в процесс научно-педагогического поиска возможна его подготовка как исследователя. Обосновываются возможные шаги и условия освоения им методологии междисциплинарного исследования в процессе постановки и решения разноплановых задач.

Ушакова Н. Развитие исследовательской культуры педагога: Научная статья/ Надежда Николаевна Ушакова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2012.- № 3.- С. 3 – 6.

Исследовательская культура педагога включает творческий, ценностно-смысловой, методологический, теоретический, практический, инновационный компоненты. Автор делится разработанным им Положением о школе педагога-исследователя.

Составитель Бурлият Магомедрасуловна Умаханова