вторник, 3 октября 2023 г.

СПОРТИВНЫМ ПЕДАГОГАМ

Аннотированный рекомендательный список электронных полнотекстовых публикаций

В рамках Года педагога и наставника в Российской Федерации

Аксарина И. Некоторые аспекты личности спортивного педагога: Научная статья/ Ирина Юрьевна Аксарина, Иван Владимирович Аксарин// Вестник Югорского государственного университета.- 2017. № 1 – 1 (44).- С. 102 – 104.

В статье рассматривается ряд личностных характеристик спортивного педагога. Развитие системы высшего физкультурного образования в рыночных условиях предъявляет все новые требования к личности спортивного педагога, его профессиональному мастерству, нравственному потенциалу, психологической и физической готовности к выполнению профессиональной деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение педагогической характеристики личности и деятельности спортивного педагога, что послужит основой их профессионального становления.

Барахсанова Е. Методическое сопровождение самообразования тренеров-педагогов по интеллектуальным видам спорта в детских спортивных школах: Научная статья/ Елизавета Афанасьевна Барахсанова, Владимир Поликарпович Барахсанов// Наука и школа.- 2013.- № 1.- С. 128 – 130.

В статье рассматривается необходимость методического сопровождения самообразования тренеров-педагогов по интеллектуальным видам спорта, приводятся результаты качественных и количественных изменений в образовательном пространстве профессиональной деятельности тренера-педагога детских спортивных школ Якутии.

Гарбузов С. Компоненты педагогического мастерства спортивного педагога: Научная статья/ Сергей Петрович Гарбузов, Андрей Иванович Мацко, Вачаган Семенович Аванесов, Дмитрий Станиславович Стешенко// Международный журнал гуманитарных и естественных наук.- 2022.- № 9 – 2 (72).- С. 73 – 77.

В статье анализируются понятия «профессионализм» и «педагогическое мастерство» спортивного педагога. Авторы, рассуждая о тождестве или различии этих двух понятий, выделяют нормы мастерства и профессионализма учителей физической культуры, их отличительные признаки.

Магомедов Г. Основные составляющие способности педагога физкультуры организовывать и проводить оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия: Научная статья/ Магомедов Г.Х.// Мир науки, культуры, образования.- 2019.- № 2 (75).- С. 127 – 129.

Важной составляющей физкультурной деятельности педагогов физической культуры и спорта являются массовые зрелищные мероприятия и культурно-спортивные праздники. В статье обосновано, что способность педагога физкультуры организовывать и проводить оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия всегда обусловлена сформированными у него качествами, которые помогают его эффективному общению с обучающимися, определяют оперативность и уровень овладения педагогом искомой способности, которая, в свою очередь, делится на многие составляющие, но находящиеся в сильной взаимосвязи и целостности. Среди них автор работы выделил следующие: эрудиция, широкий профессиональный и культурный кругозор, самоорганизация и самоменеджмент, коммуникативные качества, устремленность к самообразованию с позиции ценностей здоровья.

Максимов Ю. Акмеологические вершины спортивного педагога: Научная статья/ Юрий Геннадьевич Максимов// Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт.- 2015.- № 4.- С. 128 – 134.

Представлены ступени роста спортивного педагога: от профессионализма к мастерству и новаторству. Для глубокого изучения каждого феномена представлен структурный анализ акмеологических ступеней. В качестве иллюстрации показаны и проанализированы инновационные поиски специалистов в области физической культуры.

Медведева Е. Формирование профессиональных компетенций спортивных педагогов Израиля в процессе освоения функций судьи по легкой атлетике: Научная статья/ Елена Николаевна Медведева, Инна Владимировна Кивихарью, Л. Соо, Юлия Владимировна Стрелецкая// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2020.- № 9 (187).- С. 235 – 239.

На современном этапе развития профессионально-педагогического образования высшая школа сталкивается с экономическими и социальными проблемами, требующими постоянной коррекции традиционных подходов к содержанию учебного процесса. На процесс реализации идей исторически сформировавшихся научно-педагогических школ физкультурно-спортивной сферы деятельности человека в конкретной стране и, в частности, в Израиле накладывают отпечаток национальные и религиозные традиции, климатические условия, государственное устройство, особенности системы высшего образования. В данной статье представлены результаты исследований по проблеме оптимизации содержания профессиональной подготовки спортивных педагогов в вузах Израиля и эффективности формирования дидактических компетенций на занятиях легкой атлетикой в процессе освоения студентами функций «судьи по спорту».

Миронов А. Профессиографическая карта деятельности педагога дополнительного образования в школьном спортивном клубе: Научная статья/ Андрей Олегович Миронов, Александр Михайлович Шувалов, Александр Федорович Самоуков// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2018.- № 6 (160).- С. 123 – 127.

В статье изучены особенности педагогической деятельности педагога дополнительного образования в школьном спортивном клубе. Рассмотрены профессионально значимые качества педагога-тренера по виду спорта. Выявлены компоненты структуры педагогического мастерства. Сформулированы организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешность в достижении педагогического мастерства педагога дополнительного образования в школьном спортивном клубе. Представлены результаты педагогического исследования корреляционной связи интегрального показателя профессиональной успешности с уровнем развития личностных, профессиональных качеств и компетенций педагога школьного спортивного клуба.

Попова Н. Творческое взаимодействие педагогов и учащихся в образовательной среде детско-юношеской спортивной школы: Научная статья/ Н.В. Попова// Форум молодых ученых.- 2016.- № 2.- С. 81 – 84.

В статье рассматриваются теоретические вопросы творческого взаимодействия педагогов и учащихся в образовательной среде детско-юношеской спортивной школы. Анализируется попытка модернизации и инновации в образовательное пространство детско-юношеских спортивных школ, возможности раскрытия и реализации творчества и положительных сторон поведения подрастающего поколения. Отмечено, что педагогическое взаимодействие между педагогом и учащимися рассматривается как творческий процесс организации общения, сотрудничества и творчества, педагогической поддержки подрастающего поколения в самореализации и самоорганизации.

Таран И. Удовлетворенность трудом как фактор эмоционального выгорания у спортивных педагогов: Научная статья/ Ирина Ивановна Таран, Виктория Викторовна Коломенская, Екатерина Викторовна Анисимова// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика.- 2018.- № 3.- С. 212 – 215.

Эмоциональное выгорание – это истощение, происходящее у человека вследствие завышенных требований к собственным ресурсам и силам в процессе профессиональной деятельности. Проблема выгорания в спорте приобретает свою актуальность в связи с оценкой эффективности деятельности спортивного педагога. В статье рассматривается проблема влияния удовлетворённости трудом на показатели эмоционального (профессионального) выгорания спортивных педагогов. Выделяются и описываются характерные особенности сформированности фаз и симптомов выгорания у тренеров по спортивным играм, а также показатели их удовлетворённости профессиональной деятельностью. Авторы представляют результаты корреляционного анализа взаимосвязей изучаемых показателей. В ходе исследования выяснилось, что чем выше удовлетворённость тренеров содержанием, процессом и результатом своей профессиональной деятельности, тем значительнее у них проявляются симптомы эмоционального выгорания.

Хакунов Н. Профессионально значимые личностные качества спортивного педагога: Научная статья/ Нурбий Хасанбиевич Хакунов, Снежана Александровна Хазова, Игорь Кимович Гунажоков, Нина Владимировна Корягина// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.- 2013.- № 2 (117).- С. 153 – 160.

В статье содержатся результаты анализа исследований, связанных с определением общего и особенного в структуре профессионально значимых личностных качеств учителя физической культуры и тренера. Обосновываются особенности педагогической деятельности учителя физической культуры и тренера как факторы определения совокупности профессионально значимых личностных качеств данных специалистов. Характеризуются ключевые особенности труда спортивных педагогов с точки зрения целей, результатов, принципов деятельности и функций ее субъектов. Приводятся группы профессиональных качеств и способностей педагога, обоснованные в отечественной педагогике. Данные качества конкретизируются применительно к деятельности учителя физической культуры и тренера. Описываются особенности проявления профессионально значимых личностных качеств в профессиональной деятельности учителя физической культуры и тренера по спорту. В заключение характеризуются отличительные особенности в составе профессионально значимых личностных качеств учителя физической культуры и тренера по спорту.

Яковлев В. Эмоциональные механизмы психической нагрузки тренеров-педагогов детской спортивной школы: Научная статья/ Борис Петрович Яковлев, Л.А. Коваленко, А.И. Коваленко, Наталья Робертовна Усаева// Теория и практика физической культуры.- 2015.- № 9.- С. 86 – 88.

Современная подготовка юных спортсменов требует от тренера-педагога неординарных способностей. Кроме опыта он должен владеть арсеналом современных знаний, умений, навыков, учитывать психологические, социальные, материально-технические и все другие аспекты подготовки юного спортсмена. Тренер это прежде всего педагог, и к нему предъявляются все те же требования, что и к любому лидеру-воспитателю. Поэтому к личностным особенностям тренера-педагога, в соответствии с профессиограммой по основным характеристикам профессиональной деятельности, требуется устойчивость к психическим нагрузкам, эмоциональному напряжению, мотивационная компетентность. В нашем исследовании доказательством дезорганизующего влияния на психическую деятельность и поведение тренеров-педагогов выступают тесные корреляционные взаимосвязи между показателями ситуативной тревожности, личностной тревожности и показателями нервно-психической устойчивости. Таким образом, сопоставление и анализ частоты переживания учителями состояния тревоги с уровнем выраженности среди них ситуативной и личностной тревожности позволяет сделать вывод о том, что часто переживаемое эмоциональное состояние тревоги приводит к возникновению и закреплению соответствующего устойчивого индивидуального свойства педагогов тревожности.

Составитель Бурлият Магомедрасуловна Умаханова