В рамках Года педагога и наставника в Российской Федерации
Аксарина И. Некоторые аспекты личности спортивного педагога: Научная статья/ Ирина Юрьевна Аксарина, Иван Владимирович Аксарин// Вестник Югорского государственного университета.- 2017. № 1 – 1 (44).- С. 102 – 104.
В статье
рассматривается ряд личностных характеристик спортивного педагога. Развитие
системы высшего физкультурного образования в рыночных условиях предъявляет все
новые требования к личности спортивного педагога, его профессиональному
мастерству, нравственному потенциалу, психологической и физической готовности к
выполнению профессиональной деятельности. В связи с этим особую актуальность
приобретает изучение педагогической характеристики личности и деятельности
спортивного педагога, что послужит основой их профессионального становления.
Барахсанова Е. Методическое сопровождение самообразования тренеров-педагогов по интеллектуальным видам спорта в детских спортивных школах: Научная статья/ Елизавета Афанасьевна Барахсанова, Владимир Поликарпович Барахсанов// Наука и школа.- 2013.- № 1.- С. 128 – 130.
В статье
рассматривается необходимость методического сопровождения самообразования
тренеров-педагогов по интеллектуальным видам спорта, приводятся результаты
качественных и количественных изменений в образовательном пространстве
профессиональной деятельности тренера-педагога детских спортивных школ Якутии.
Гарбузов С. Компоненты педагогического мастерства спортивного педагога: Научная статья/ Сергей Петрович Гарбузов, Андрей Иванович Мацко, Вачаган Семенович Аванесов, Дмитрий Станиславович Стешенко// Международный журнал гуманитарных и естественных наук.- 2022.- № 9 – 2 (72).- С. 73 – 77.
В статье
анализируются понятия «профессионализм» и «педагогическое мастерство»
спортивного педагога. Авторы, рассуждая о тождестве или различии этих двух
понятий, выделяют нормы мастерства и профессионализма учителей физической культуры,
их отличительные признаки.
Магомедов Г. Основные составляющие способности педагога физкультуры организовывать и проводить оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия: Научная статья/ Магомедов Г.Х.// Мир науки, культуры, образования.- 2019.- № 2 (75).- С. 127 – 129.
Важной
составляющей физкультурной деятельности педагогов физической культуры и спорта
являются массовые зрелищные мероприятия и культурно-спортивные праздники. В
статье обосновано, что способность педагога физкультуры организовывать и
проводить оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия всегда обусловлена
сформированными у него качествами, которые помогают его эффективному общению с
обучающимися, определяют оперативность и уровень овладения педагогом искомой
способности, которая, в свою очередь, делится на многие составляющие, но
находящиеся в сильной взаимосвязи и целостности. Среди них автор работы выделил
следующие: эрудиция, широкий профессиональный и культурный кругозор,
самоорганизация и самоменеджмент, коммуникативные качества, устремленность к
самообразованию с позиции ценностей здоровья.
Максимов Ю. Акмеологические вершины спортивного педагога: Научная статья/ Юрий Геннадьевич Максимов// Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт.- 2015.- № 4.- С. 128 – 134.
Представлены
ступени роста спортивного педагога: от профессионализма к мастерству и
новаторству. Для глубокого изучения каждого феномена представлен структурный
анализ акмеологических ступеней. В качестве иллюстрации показаны и
проанализированы инновационные поиски специалистов в области физической
культуры.
Медведева Е. Формирование профессиональных компетенций спортивных педагогов Израиля в процессе освоения функций судьи по легкой атлетике: Научная статья/ Елена Николаевна Медведева, Инна Владимировна Кивихарью, Л. Соо, Юлия Владимировна Стрелецкая// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2020.- № 9 (187).- С. 235 – 239.
На современном
этапе развития профессионально-педагогического образования высшая школа
сталкивается с экономическими и социальными проблемами, требующими постоянной
коррекции традиционных подходов к содержанию учебного процесса. На процесс
реализации идей исторически сформировавшихся научно-педагогических школ
физкультурно-спортивной сферы деятельности человека в конкретной стране и, в
частности, в Израиле накладывают отпечаток национальные и религиозные традиции,
климатические условия, государственное устройство, особенности системы высшего
образования. В данной статье представлены результаты исследований по проблеме
оптимизации содержания профессиональной подготовки спортивных педагогов в вузах
Израиля и эффективности формирования дидактических компетенций на занятиях
легкой атлетикой в процессе освоения студентами функций «судьи по спорту».
Миронов А. Профессиографическая карта деятельности педагога дополнительного образования в школьном спортивном клубе: Научная статья/ Андрей Олегович Миронов, Александр Михайлович Шувалов, Александр Федорович Самоуков// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2018.- № 6 (160).- С. 123 – 127.
В статье
изучены особенности педагогической деятельности педагога дополнительного
образования в школьном спортивном клубе. Рассмотрены профессионально значимые
качества педагога-тренера по виду спорта. Выявлены компоненты структуры
педагогического мастерства. Сформулированы организационно-педагогические
условия, обеспечивающие успешность в достижении педагогического мастерства
педагога дополнительного образования в школьном спортивном клубе. Представлены
результаты педагогического исследования корреляционной связи интегрального
показателя профессиональной успешности с уровнем развития личностных,
профессиональных качеств и компетенций педагога школьного спортивного клуба.
Попова Н. Творческое взаимодействие педагогов и учащихся в образовательной среде детско-юношеской спортивной школы: Научная статья/ Н.В. Попова// Форум молодых ученых.- 2016.- № 2.- С. 81 – 84.
В статье
рассматриваются теоретические вопросы творческого взаимодействия педагогов и
учащихся в образовательной среде детско-юношеской спортивной школы.
Анализируется попытка модернизации и инновации в образовательное пространство
детско-юношеских спортивных школ, возможности раскрытия и реализации творчества
и положительных сторон поведения подрастающего поколения. Отмечено, что
педагогическое взаимодействие между педагогом и учащимися рассматривается как
творческий процесс организации общения, сотрудничества и творчества,
педагогической поддержки подрастающего поколения в самореализации и
самоорганизации.
Таран И. Удовлетворенность трудом как фактор эмоционального выгорания у спортивных педагогов: Научная статья/ Ирина Ивановна Таран, Виктория Викторовна Коломенская, Екатерина Викторовна Анисимова// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика.- 2018.- № 3.- С. 212 – 215.
Эмоциональное
выгорание – это истощение, происходящее у человека вследствие завышенных требований
к собственным ресурсам и силам в процессе профессиональной деятельности.
Проблема выгорания в спорте приобретает свою актуальность в связи с оценкой
эффективности деятельности спортивного педагога. В статье рассматривается
проблема влияния удовлетворённости трудом на показатели эмоционального
(профессионального) выгорания спортивных педагогов. Выделяются и описываются
характерные особенности сформированности фаз и симптомов выгорания у тренеров
по спортивным играм, а также показатели их удовлетворённости профессиональной
деятельностью. Авторы представляют результаты корреляционного анализа
взаимосвязей изучаемых показателей. В ходе исследования выяснилось, что чем
выше удовлетворённость тренеров содержанием, процессом и результатом своей
профессиональной деятельности, тем значительнее у них проявляются симптомы
эмоционального выгорания.
Хакунов Н. Профессионально значимые личностные качества спортивного педагога: Научная статья/ Нурбий Хасанбиевич Хакунов, Снежана Александровна Хазова, Игорь Кимович Гунажоков, Нина Владимировна Корягина// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.- 2013.- № 2 (117).- С. 153 – 160.
В статье
содержатся результаты анализа исследований, связанных с определением общего и
особенного в структуре профессионально значимых личностных качеств учителя
физической культуры и тренера. Обосновываются особенности педагогической
деятельности учителя физической культуры и тренера как факторы определения
совокупности профессионально значимых личностных качеств данных специалистов.
Характеризуются ключевые особенности труда спортивных педагогов с точки зрения
целей, результатов, принципов деятельности и функций ее субъектов. Приводятся
группы профессиональных качеств и способностей педагога, обоснованные в
отечественной педагогике. Данные качества конкретизируются применительно к
деятельности учителя физической культуры и тренера. Описываются особенности
проявления профессионально значимых личностных качеств в профессиональной
деятельности учителя физической культуры и тренера по спорту. В заключение
характеризуются отличительные особенности в составе профессионально значимых
личностных качеств учителя физической культуры и тренера по спорту.
Яковлев В. Эмоциональные механизмы психической нагрузки тренеров-педагогов детской спортивной школы: Научная статья/ Борис Петрович Яковлев, Л.А. Коваленко, А.И. Коваленко, Наталья Робертовна Усаева// Теория и практика физической культуры.- 2015.- № 9.- С. 86 – 88.
Современная подготовка юных спортсменов требует от тренера-педагога неординарных способностей. Кроме опыта он должен владеть арсеналом современных знаний, умений, навыков, учитывать психологические, социальные, материально-технические и все другие аспекты подготовки юного спортсмена. Тренер это прежде всего педагог, и к нему предъявляются все те же требования, что и к любому лидеру-воспитателю. Поэтому к личностным особенностям тренера-педагога, в соответствии с профессиограммой по основным характеристикам профессиональной деятельности, требуется устойчивость к психическим нагрузкам, эмоциональному напряжению, мотивационная компетентность. В нашем исследовании доказательством дезорганизующего влияния на психическую деятельность и поведение тренеров-педагогов выступают тесные корреляционные взаимосвязи между показателями ситуативной тревожности, личностной тревожности и показателями нервно-психической устойчивости. Таким образом, сопоставление и анализ частоты переживания учителями состояния тревоги с уровнем выраженности среди них ситуативной и личностной тревожности позволяет сделать вывод о том, что часто переживаемое эмоциональное состояние тревоги приводит к возникновению и закреплению соответствующего устойчивого индивидуального свойства педагогов тревожности.
Составитель Бурлият Магомедрасуловна Умаханова