Мультимедийный ресурс
К 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена / Ludwig van Beethoven (1770 – 1827)
Осип (Иосиф) Эмильевич Мандельштам (1891 – 1938)
ОДА БЕТХОВЕНУ
Бывает сердце так сурово,
Что и любя его не тронь!
И в темной комнате глухого
Бетховена горит огонь.
И я не мог твоей, мучитель,
Чрезмерной радости понять.
Уже бросает исполнитель
Испепеленную тетрадь.
………………..
………………..
………………..
Кто этот дивный пешеход?
Он так стремительно ступает
С зеленой шляпою в руке,
………………..
………………..
С кем можно глубже и полнее
Всю чашу нежности испить?
Кто может, ярче пламенея,
Усилье воли освятить?
Кто по-крестьянски, сын фламандца,
Мир пригласил на ритурнель
И до тех пор не кончил танца,
Пока не вышел буйный хмель?
О, Дионис, как муж, наивный
И благодарный, как дитя!
Ты перенес свой жребий дивный
То негодуя, то шутя!
С каким глухим негодованьем
Ты собирал с князей оброк
Или с рассеянным вниманьем
На фортепьянный шел урок!
Тебе монашеские кельи —
Всемирной радости приют,
Тебе в пророческом весельи
Огнепоклонники поют;
Огонь пылает в человеке,
Его унять никто не мог.
Тебя назвать не смели греки,
Но чтили, неизвестный бог!
О, величавой жертвы пламя!
Полнеба охватил костер —
И царской скинии над нами
Разодран шелковый шатер.
И в промежутке воспаленном,
Где мы не видим ничего, —
Ты указал в чертоге тронном
На белой славы торжество!
1914
Если бы Бетховен вел дневник…/ Отбор, монтаж документов,
связующий текст Ференца Бродски; перевод Марии Погани-Бертолан.- Будапешт:
Корвина, 1966.- 283 с.
Режим доступа к электронной копии: https://ru.calameo.com/read/0060176955bcb298ef9e0.
Альшванг А. Людвиг ван Бетховен: Очерк жизни и творчества/
Арнольд Александрович Альшванг [1898 – 1960].- 3-е издание.- Москва: Музыка,
1966.- 630 с.- (Классики мировой музыкальной культуры).
Режим доступа к электронной копии: https://ru.calameo.com/read/006017695c8c1bb1f8f5d (начало), https://ru.calameo.com/read/0060176950cd49b621cbb (окончание).
Згорж А. Один против судьбы. Повесть о жизни Людвига Ван
Бетховена: Перевод с чешского языка/ Антонин Згорж; переводчик
Н. Дроздова; гравюры Льва Петровича Дурасова [1932 – 2016].- Москва:
Детская литература, 1973.- 318 с.
Режим доступа к электронной копии: https://ru.calameo.com/read/006017695818307835c73.
Аудиокнига (читает Игорь Мурашко, продолжительность звучания 19 часов 36 минут, запись 2011 года): https://akniga.org/zgorzh-antonin-odin-protiv-sudby.
Кириллина Л. Бетховен/ Лариса Валентиновна Кириллина.-
Москва: Молодая гвардия, 2015.- 494 с.- (Жизнь замечательных людей: Серия
биографий/ Основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в
1933 году М. Горьким; Выпуск 1750 (1550)).
Режим доступа к электронной версии: https://ru.calameo.com/read/006017695735395c6fd98.
Корганов В. Бетховен: Биографический этюд/ Василий Давидович
Корганов ]1865 – 1934].- Москва: 1997.- 811 с.- (Гений в искусстве).
Режим доступа к электронной копии: https://ru.calameo.com/read/00601769593c591e2f924 (начало), https://ru.calameo.com/read/0060176959b079bd1b2d3 (продолжение), https://ru.calameo.com/read/006017695d26b06d20eaa (окончание).
Кремнев Б. Бетховен/ Борис Григорьевич Кремнев.- Москва:
Молодая гвардия, 1961.- 320 с.- (Жизнь замечательных людей: Серия
биографий/ Основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в
1933 году М. Горьким; Выпуск 13 (327)).
Режим доступа к электронной версии: https://ru.calameo.com/read/006017695f98df48aecb6.
Фоконье Б. Бетховен/ Бернар Фоконье/ Bernard Fauconnier;
перевод с французского языка Екатерины Владимировны Колодочкиной.- Москва:
Молодая гвардия: Палимпсест, 2014.- 241 с.- (Жизнь замечательных людей: Серия
биографий/ Основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в
1933 году М. Горьким; Малая серия; Выпуск 69).
Режим доступа к электронной версии: https://ru.calameo.com/read/006017695c4a3c788d9eb.
Эррио Э. Жизнь Бетховена: Перевод с французского языка/
Эдуар-Мари Эррио / Édouard Marie Herriot [1872 – 1957]; вступительная статья
Игоря Федоровича Бэлзы [1904 – 1994].- 4-е издание.- Москва: Музыка, 1975.-
350 с.
Режим доступа к электронной версии: https://ru.calameo.com/read/00601769567d3885e56c7.
Наиболее выдающаяся область бетховенского творчества – симфоническая музыка. Она относится к самым великим достижениям мировой культуры и стоит в одном ряду с такими явлениями искусства, как «Страсти» Баха, поэзия Гёте и Пушкина, трагедии Шекспира. Бетховен первым придал симфонии общественное значение и возвысил ее до идейного уровня философии и литературы. Полное и совершенное выражение нашли здесь и присущие ему черты монументального обобщения, и свойство обращаться в искусстве ко всему человечеству.
Симфонизм Бетховена в своих истоках тесно связан с ранними венскими классиками. В этой области (в большей мере, чем в фортепианной, оперной или хоровой) он непосредственно продолжает их традиции. Преемственность симфонических принципов Гайдна и Моцарта ощутима у Бетховена вплоть до зрелых произведений.
В творчестве ранних венских классиков сложились основные принципы симфонического мышления. В их музыке уже господствует «непрерывность музыкального сознания, когда ни один элемент не мыслится и не воспринимается как независимый среди множества остальных». Симфонии Гайдна и Моцарта отличались широким обобщающим характером. Они воплотили разносторонний круг типических образов и идей своего времени.
От Гайдна Бетховен воспринял гибкую, пластическую и стройную форму раннеклассицистской симфонии, лаконичность его симфонического письма, его принцип мотивной разработки. К гайдновскому направлению симфонизма восходят все жанрово-танцевальные симфонии Бетховена.
Во многом бетховенский стиль подготовили и поздние симфонии Моцарта с их внутренней контрастностью, интонационным единством, целостностью структуры цикла, разнообразием разработочных и полифонических приемов. Бетховену были близки драматичность, эмоциональная глубина, художественная индивидуализация этих произведений.
Наконец, в ранних бетховенских симфониях ясна преемственность характерных интонаций, отстоявшихся в венской музыке XVIII века.
И все же, при всей очевидной связи с симфонической культурой века Просвещения, симфонии Бетховена значительно отличаются от произведений его предшественников.
На протяжении своей жизни этот величайший симфонист, гениальный мастер сонатного письма создал всего девять симфоний. Сопоставим это число с более чем сорока симфониями, принадлежащими Моцарту, с более ста, написанными Гайдном. Вспомним, что свое первое произведение в симфоническом жанре Бетховен сочинил очень поздно – в тридцатилетнем возрасте, обнаружив при этом верность традициям, что кажется несовместимым со смелым новаторством его же собственных фортепианных произведений тех же лет. Это парадоксальное положение объясняется одним обстоятельством: появление каждой симфонии как бы знаменовало для Бетховена рождение целого мира. Каждая из них обобщала целый этап творческих исканий, каждая раскрывала свой неповторимый круг образов и идей. В симфоническом творчестве Бетховена нет типизированных приемов, общих мест, повторяющихся мыслей и образов. По значительности идей, силе эмоционального воздействия, индивидуальности содержания бетховенские произведения возвышаются над всей инструментальной культурой ХVIII века. Каждая его симфония занимает выдающееся место в мировом музыкальном творчестве.
В девяти симфониях Бетховена сосредоточены ведущие художественные устремления композитора на протяжении всего его творческого пути. При всем индивидуальном своеобразии и стилистическом отличии ранних и поздних произведений, девять симфоний Бетховена как бы образуют вместе единый грандиозный цикл.
Первая симфония подводит итог исканиям раннего периода, но во Второй, Третьей, Пятой с возрастающей целеустремленностью выражены образы революционной героики. При этом почти после каждой монументальной драматической симфонии Бетховен обращался к контрастной эмоциональной сфере. Четвертая, Шестая, Седьмая, Восьмая симфонии своими лирическими, жанровыми, скерцозно-юмористическими чертами оттеняют напряженность и величественность героико-драматических замыслов других симфоний. И, наконец, в Девятой в последний раз Бетховен возвращается к теме трагической борьбы и оптимистического жизнеутверждения. Он достигает в ней предельной художественной выразительности, философской глубины и драматизма. Эта симфония венчает все произведения мировой гражданско-героической музыки прошлого.
Все симфонии Людвига ван Бетховена исполняет Венский филармонический оркестр / Wiener Philharmoniker, дирижер Леонард Бернстайн / Leonard Bernstein (1918 – 1990).
1. Adagio molto – Allegro con brio
2. Andante cantabile con moto
3. Menuetto: Allegro molto e vivace –
Trio
4. Adagio – Allegro molto e vivace
1. Adagio molto – Allegro con brio
2. Larghetto
3. Scherzo: Allegro
4. Allegro molto
Симфония № 3
ми-бемоль мажор «Героическая», Op. 55
1. Allegro con brio
2. Marcia funebre: Adagio assai
3. Scherzo: Allegro vivace
4. Finale: Allegro molto
Симфония № 4 си-бемоль мажор, Op. 60
1. Adagio – Allegro vivace
2. Adagio
3. Allegro vivace – Trio
4. Allegro ma non troppo
1. Allegro con brio
2. Andante con moto
3. Scherzo.
Allegro
4. Allegro
Симфония № 6 фа мажор «Пасторальная», Op. 68
1. Allegro ma non troppo
2. Andante molto mosso
3. Allegro
4. Allegro
5. Allegretto
1. Poco sostenuto – Vivace
2. Allegretto
3. Presto – Assai meno presto
4. Allegro con brio
1. Allegro vivace e con brio
2. Allegretto scherzando
3. Tempo di Menuetto
4. Allegro vivace
Симфония № 9 ре минор, Op. 125
1. Allegro ma non troppo
2. Molto vivace
3. Adagio molto e cantabile
4. Presto