суббота, 14 августа 1971 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Баранов Е. Информационно-психологическое воздействие: сущность и психологическое содержание/ Евгений Геннадьевич Баранов// Национальный психологический журнал.- 2017.- № 1 (25).- С. 25 – 31.

В статье представлены результаты теоретического анализа категории «информационно-психологическое воздействие». Исследование направлено на определение роли и места воздействий такого рода в воспитательном процессе и в образовании в целом. Дается сравнительный анализ существующих в науке подходов к пониманию сущности и психологического содержания понятия «информационно-психологическое воздействие». На основе этого делается вывод о том, что психологическое воздействие представляет собой влияние на человека элементов окружающей его физической и социальной среды, изменяющих протекание у него психических процессов, его психические состояния, психологические структуры сознания и поведение. Выявлено, что целенаправленное психологическое воздействие, осуществляемое индивидуальным или коллективным субъектом, может быть прямым (директивным) или косвенным (информационно-психологическим). На основании проведенного анализа установлено также, что информационно-психологическое воздействие, в зависимости от целей и характера влияния, может быть манипулятивным (субъект-объектным) или развивающим (субъект-субъектным). Манипулятивное воздействие формирует временные, нестойкие психические образования, развивающее – устойчивые личностные образования. Оба этих вида информационно- психологического воздействия присутствуют в образовательном процессе. Выбор вида воздействия педагог осуществляет, основываясь на своей педагогической квалификации и выборе педагогических целей: развитие личности ученика или формирование поведенческих стереотипов.

Воронцова Т. Влияние устойчивого компонента внешнего облика на воспринимаемый возраст человека/ Татьяна Алексеевна Воронцова// Экспериментальная психология.- 2020.- Т. 13.- № 2.- С. 108 – 120.

«Воспринимаемый возраст» человека представляет собой его возраст, приписанный ему другим человеком в процессе восприятия его внешнего облика. Исследование посвящено изучению влияния устойчивого компонента внешнего облика человека (основных характеристик телосложения – роста, веса и индекса массы тела) на восприятие его возраста (воспринимаемый возраст). В исследовании приняли участие 94 человека: 30 женщин (от 18 до 49 лет), посещающие курсы по похудению; 24 женщины и 12 мужчин (от 20 до 51 года), не посещающие специальных курсов по похудению; 28 оценщиков (от 22 до 45 лет), оценивающие возраст участников исследования по фотографиям. Полученные данные проанализированы с применением U-критерия Манна—Уитни, Т-критерия Уилкоксона, корреляционного анализа Спирмена. Выводы: 1) женщины, прошедшие курсы по похудению, стали выглядеть моложе, чем они выглядели до похудения; 2) мужчины и женщины, не посещающие курсы по похудению, выглядят моложе или старше своих лет в зависимости от своего веса и индекса массы тела (те, кто выглядят моложе, имеют меньший вес и индекс); 3) результаты по снижению веса у женщин различаются в зависимости от их отношения к своему внешнему облику, социальных потребностей, уровня психологического благополучия. Проведенное исследование доказывает влияние характеристик телосложения человека на его воспринимаемый возраст, подтверждает детерминирующую роль самооценки внешнего облика в реализации человеком различных практик по преобразованию своего внешнего облика.

Дубровина И. Психологическая культура и задачи воспитания в современной школе/ Ирина Владимировна Дубровина// Вестник практической психологии образования.- 2018.- Т. 15.- № 1.- С. 6 – 11.

В статье рассматриваются наиболее существенные моменты деятельности практического психолога в соответствии с приоритетной задачей воспитания детей и школьников в современной школе.

Елфимова М. Шутка как психотехническое средство нарративного понимания межличностных отношений/ Мария Михайловна Елфимова// Национальный психологический журнал.- 2019.- № 1 (33).- С. 59 – 67.

Автор статьи, опираясь на культурно-историческую концепцию и нарративный подход в психологии, а также на идеи планомерно-поэтапного формирования действий, обосновал возможности шутки как инструментального средства нарративного понимания межличностных отношений клиента и консультанта. Привлечение шутки в консультативное взаимодействие в качестве психотехнического средства позволяет делать определенные высказывания или утверждать необходимость каких-либо действий с позиции равенства, не ограничивая личную свободу человека. Благодаря шутке взаимодействие с консультантом становится понятным для клиента в своих интенциях, интересах, ценностно-смысловых ориентировках и, вместе с тем, сохраняется люфт для корректировки собственных суждений и действий.

Ждан А. Теория и практика в психологическом наследии П.Я. Гальперина/ Антонина Николаевна Ждан// Национальный психологический журнал.- 2017.- № 3 (27).- С. 33 – 39.

В статье показан вклад П.Я. Гальперина (1902 – 2017) как в фундаментальную, так и в практико-ориентированную науку, а также продемонстрировать связь этих двух сторон его научного наследия. Раскрывается содержание разработанной им новаторской психологической теории. Выделены ее важнейшие методологические положения, касающиеся понимания предмета и метода психологической науки, вопроса о сущности психического и его месте в мире (психофизическая проблема), вопроса о соотношении психологии и физиологии (психофизиологическая проблема), проблемы инстинктов человека в связи с вопросом об исторической социальной природе сознания. Раскрывается, как ученый рассматривал содержание понятия языкового сознания, вопросы соотношения языка и мышления, принцип единства истории и теории в научном познании. Проанализирована терминологическая работа, проделанная П.Я. Гальпериным, отмечено, что введение новых понятий обогащает и делает более точным понятийный аппарат психологической науки. Показана необходимость каждого методологического положения для решения практических задач. Продемонстрировано единство теоретического и практического аспектов в психологической теории, созданной П.Я. Гальпериным, ее оригинальность и, вместе с тем, преемственная связь с культурно-исторической психологией Л.С. Выготского, с деятельностными концепциями С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Называются конкретные направления, в которых методом поэтапного формирования умственных действий и понятий организуются процессы учения и обучения, раскрываются механизмы перцептивных процессов и одномоментных мыслительных актов, объясняются феномены Ж. Пиаже. В заключение делается вывод о неисчерпаемости возможностей практического использования теории П.Я. Гальперина во всех сферах формирования индивидуального опыта.

Избасарова С. Вербальные и невербальные методы в исследовании социальных представлений о счастье/ Софья Алишеровна Избасарова// Национальный психологический журнал.- 2021.- № 1 (41).- С. 53 – 62.

Представленный в статье дизайн исследования с использованием анализа визуальных данных и метода интервью показал свою эффективность в исследовании комплексных социально-психологических феноменов. Возможны несколько направлений дальнейших исследований: содержательный анализ изучаемого феномена иных возрастных групп, вариативность дизайна исследования с использованием других вербальных методов либо подходов к анализу дискурса, модификация стратегии интерпретации визуальных данных при изучении иных мультимодальных феноменов.

Литвинов В. Влияние СМИ на региональные образы России в общей картине мира молодежи/ Владимир Юрьевич Литвинов// Национальный психологический журнал.- 2020.- № 2 (38).- С. 158 – 169.

В статье приведены результаты исследования особенностей восприятия региональных образов России у представителей молодежи из разных ее субъектов, определение роли СМИ в формировании региональных образов и образа России в целом. Статистически показано, что участники исследования склонны по-разному оценивать как свои собственные представления, так и те, которые, по их мнению, формируются СМИ. Формируемые СМИ образы имеют скорее положительный характер и указывают в основном на преимущества территорий, не упоминая об их возможных недостатках. Большинство респондентов имеют крайне малый собственный личный опыт, лежащий в основе знаний о различных регионах России. Их представления об особенностях регионов во многом соответствуют тем региональным образам, которые формируют СМИ. При построении региональных образов и образа России в целом молодежь отталкивается от нравственной оценки, с помощью которой они конструируют свой личный образ, и от представлений, которые формируют СМИ. Образы различных регионов страны отличаются от целостного образа России. Данное исследование является пилотным, поэтому полученные результаты неправомерно экстраполировать на более широкую выборку, их можно рассматривать как задел для дальнейшей работы в данном направлении.

Рикель А. Молодые психологи в поиске научных идей и их решений/ Александр Маркович Рикель // Национальный психологический журнал.- 2017.- № 3 (27).- С. 3 – 5.

С 29 июня по 3 июля 2017 года факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова провел Международную студенческую научно-практическую конференцию.

Самкова И. Развитие системы психологического сопровождения в дошкольном образовании/ Ирина Анатольевна Самкова// Вестник практической психологии образования.- 2020.- Т. 17.- № 1.- C. 59 – 69.

Изменения в современном дошкольном образовании ставят вопрос о роли и месте педагога-психолога в дошкольной образовательной организации, о месте и значении психологической службы в целом в системе дошкольного образования. В статье представлен краткий обзор исторических предпосылок становления психологической службы в системе образования; дана общая ее характеристика и выделена специфика психологической службы в дошкольной образовательной организации. Раскрыто понятие психологического сопровождения в образовательном процессе, а также описаны существующие в настоящее время модели организации деятельности педагога-психолога в детском саду. Также в статье выделены основные проблемы дошкольной психологической службы образования и намечены возможные пути их решения.

Собкин В. «Ах, "Бедная Лиза", Ах!» – опыт психологического анализа повести Н.М. Карамзина/ Владимир Самуилович Собкин // Национальный психологический журнал.- 2020.- № 2 (38).- С. 109 – 147.

В статье проведен своеобразный анализ повести, в котором учитываются два поля (художественное/реальное), на которых автором разыгрываются как бы две игры с читателем, две партии. Обе они проигрываются автором с читателем одновременно, где на «одной доске» (пространстве художественного произведения) совмещены оба поля (художественное / реальное), которые, перемежаясь в разных сочетаниях, и определяют особенность читательского переживания. Выделен целый ряд разнообразных психологических феноменов, достаточно отчетливо проявляющихся при анализе восприятия повести «Бедная Лиза», они сопоставлены с особенностями текста, отмечены те художественные приемы, которые их порождают. Рассмотрены вопросы, касающиеся изучения своеобразия психологических механизмов художественного переживания и смыслообразования при чтении повести. Автором сведены воедино объяснительные модели и представления, используемые в филологических и психологических работах с тем, чтобы прояснить своеобразие сентиментального чувства.

Тарасов М. Образ Родины: обоснование и апробация диагностического инструментария/ Михаил Валерьевич Тарасов// Экспериментальная психология.- 2020.- Т. 13.- № 4.- С. 205 – 219.

Тема патриотического сознания и патриотического воспитания претендует сегодня на статус общенациональной идеи, поэтому исследовательский интерес к этой проблеме необычайно высок. Исследование патриотического сознания следует начинать с анализа предмета, на который направлены патриотические чувства граждан. Таким предметом является Родина и ее образ в сознании граждан. В статье представлены данные, связанные с созданием методики семантического дифференциала «Образ Родины» и процедуры исследования образа Родины на основе данной методики. Выборка составила 165 респондентов. На основании полученных результатов делается вывод о том, что данная методика является валидным инструментом, позволяющим определить социальные представления об образе Родины. Доказано предположение о том, что образ Родины в сознании отражает представления о стране и государстве, в котором респонденты родились и выросли, он ассоциируется не с так называемой «малой родиной», а с некой общностью территории, природы, культуры. Имеются основания полагать, что образ Родины в сознании человека можно рассматривать как образ «для себя» и образ «для других»: в первом случае Родина воспринимается как большая и сильная, интересная для жизни и комфортная, простая и культурная; Родина «для других» смелая и дружелюбная, сильная и добрая.

Хохлов Н. Нейропсихология бессознательного: современное состояние, проблемы/ Никита Александрович Хохлов, Елена Денисовна Федорова// Национальный психологический журнал.- 2021.- № 1 (41).- С. 127 – 148.

Представленный в статье обзор описывает современное состояние исследований мозгового обеспечения бессознательного в зарубежной и отечественной науке. Ставится вопрос о том, допускает ли исследовательская программа нейропсихологии изучение бессознательных явлений. Проводится анализ предмета нейропсихологии, рассматривается изменение взглядов А.Р. Лурии на психологию бессознательного. Приводятся примеры изучения мозгового обеспечения различных проявлений бессознательного, выполненных в рамках разных направлений психологии. Обсуждаются принципы, которых следует придерживаться при проведении нейропсихологических исследований бессознательного.


ПСИХОЛОГ. Анимационный фильм из сериала «Смешарики 2D». Автор сценария Алексей Лебедев. Режиссер Олег Мусин. Художники-постановщики Вера Кадурина и Салават Шайхинуров. Композиторы Сергей Васильев и Марина Ланда. Роли озвучивали: Антон Виноградов, Сергей Мардарь, Светлана Письмиченко, Владимир Постников, Михаил Черняк. ООО «Смешарики». 2010.

Игротека. Чайнворд

Игротека. Десять слов