суббота, 16 апреля 2022 г.

ИМАМ ШАМИЛЬ. 225 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Аннотированный список электронных копий
полнотекстовых научных публикаций

В списке представлены ссылки на исторические и искусствоведческие статьи о личности выдающегося государственного и религиозного деятеля и ее отражениях в произведениях литературы и изобразительного искусства.

Дадаев Ю. Имам Шамиль – руководитель имамата – государства на северо-восточном Кавказе: Научная статья/ Юсуп Усманович Дадаев// Вестник Института истории, археологии и этнографии.- 2013.- № 3.- С. 36 – 46.

В статье на основе опубликованных документов, архивных источников, полевых материалов на арабском и на языках народов Дагестана рассматриваются вопросы избрания Шамиля имамом в сентябре 1834 г. и легитимности имамства Шамиля.

Васильев М. Борьба за Кавказ. Часть III. Имамат Шамиля: Научная статья/ Максим Викторович Васильев// Архонт.- 2021.- № 1 (22).- С. 79 – 89. 

В статье раскрываются различные аспекты геополитического противостояния Российской империи и ведущих европейских держав в борьбе за Кавказ. Автор показывает, как Великобритания, Турция и Франция стремились взять под свой контроль этот горный район в XIX веке, какие механизмы и уловки использовали наши конкуренты на Кавказе и как горцы становились заложниками большой геополитической игры. На конкретных исторических примерах показана технология «управляемого хаоса», которую использовал Запад для сдерживания и противодействия России. Статья продолжает цикл исследований автора по изучению технологий политической дестабилизации общества.

Гумашвили Л. Анализ конституции Шамиля: Научная статья/ Лабаз Элиозович Гумашвили// Северо-Кавказский юридический вестник.- 2015.- № 2.- С. 26 – 43.

В статье дается анализ юридического материала конституции (низамов) Шамиля с учетом современного состояния классической структуры конституционного законодательства.

Сизов Ю. Основные положения кодекса имама Шамиля: Научная статья/ Юрий Иванович Сизов, Зайнаб Абулмуслимовна Курбанова// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5 «Юриспруденция».- 2015.- № 4 (29).- С. 188 – 193. 

На территории Дагестана в течение долгих лет действовала особая система права. Она базировалась на низамах (законах, положениях), разработанных имамом Шамилем и представлявших собой кодекс законодательных актов, регулировавших различные стороны жизни горцев и деятельность джамаата (местного самоуправления, общественных представителей) как в мирное время, так и в военный период. Основные положения этого кодекса опираются на местные традиции, обычаи и на новые предписания единой, общей для всех на территории Северного Кавказа религии ислам, так как эта религия только начинала распространяться в начале XІX в. под предводительством различных имамов. Только имам Шамиль довел это дело до конца и сформировал общий свод законов для народов Северного Кавказа. Отдельные законы этого кодекса продолжают действовать по сей день наряду с федеральными, местными законами Российской Федерации. Некоторые из них представлены в данной научной работе.

Дадаев Ю. Некоторые вопросы становления правовой системы государства Шамиля: Научная статья/ Юсуп Усманович Дадаев// Вестник Института истории, археологии и этнографии.- 2010.- № 1 (21).- С. 21 – 29.

Анализируя всю многогранную деятельность Шамиля по созданию государства, автор делает вывод, что выдающийся горец с самого начала стремился построить истинно правовое государство. В своих начинаниях он не придерживался какой-либо заданной схемы, не переносил механически исторические аналоги под основы государства, а старался творчески подойти к известной практике государственно-правового строительства и с помощью своих ближайших соратников – ученых приспосабливал лучшие образцы к своей модели государства.

Тахнаева П. Ахульго: к вопросу о несостоявшихся «Мирных переговорах» по местным хроникам и официальным русским источникам (июнь – август 1839 г.): Научная статья/ Патимат Ибрагимовна Тахнаева// История, археология и этнография Кавказа. Т. 16.- 2020.- № 1.- С. 85 – 103. 

Сражение за Ахульго одна из крупных военных операций Кавказской войны, проведенных в Дагестане Чеченским отрядом Кавказской армии под командованием генерала-лейтенанта П.Х. Граббе с 12 июня по 29 августа 1839 г. По русским и местным источникам известно, что стороны не раз предпринимали попытки завершить кровопролитное противостояние переговорами. По русским источникам переговорами о капитуляции, по местным источникам о мирных соглашениях. В настоящей статье рассматриваются взгляды сторон на переговоры, динамика и содержание переговорного процесса, его связь с различными этапами осады. Впервые вводится в научный оборот новый источник, официальный документ, подробнейшая хроника осады Ахульго военные журналы отряда с 12 июня по 30 августа 1839 г., которые ежедневно заполнял командир экспедиционного отряда генерал-лейтенант П.Х. Граббе. Переговоры, получившие развитие во второй половине августа, по местным и русским источникам завершились неоднозначно выдачей сына имама в заложники («аманаты») и штурмом Ахульго. Стороны обвиняли друг друга в нарушении взятых на себя обязательств или в их невыполнении. По официальным русским источникам решение задач по «усмирению Дагестана» в 1839 г., поставленных императором Николаем I перед кавказским командованием, предполагало «уничтожение укрепленного жилища Шамиля на скале Ахульго» и «истребление Шамиля». Конечная цель решения этих задач исключала заключение мирных соглашений с горцами. Тем не менее, по местным источникам (Мухаммад-Тахир ал-Карахи, Абдурахман ал Газигумуки, Гаджи Али, Х. Геничутлинский) «несостоявшиеся мирные переговоры» утвердилась в памяти горцев как история «обмана и нарушения слова русских».

Дадаев Ю. Имам Шамиль: книга в его жизни: Научная статья/ Юсуп Усманович Дадаев// Вестник Института истории, археологии и этнографии.- 2012.- № 2.- С. 36 – 50. 

Выдающийся полководец, руководитель народов Дагестана, Чечни и Северного Кавказа в борьбе за свободу и независимость в первой половине XIX в., создатель уникального многонационального и многоконфессионального государства, талантливый реформатор, государственный деятель, ученый и искусный дипломат имам Шамиль был известен во всем мире еще при жизни. Но не все сегодня знают, какую роль играли в жизни Шамиля книги, как он бережно и трепетно относился к ним с детства и до самой кончины. Отношение Шамиля к книге и сейчас остается для всех людей примером, образцом того, как нужно относиться к этому удивительному изобретению человечества, чудесному лекарству души, обширнейшему кладу мудрости, неисчерпаемой сокровищнице ценных знаний и человеческой мысли. В статье освещается тема личности имама Шамиля как глубочайшего ценителя знаний и мудрости, заключенных в произведениях ученых.

Кулиев Ф. Влияние суфизма на религиозное мировоззрение имама Шамиля: Научная статья/ Фарман Мурувват Оглы Кулиев// Социально-гуманитарные знания.- 2018.- № 12.- С. 354 – 362. 

Суфизм, являвшийся неортодоксальной разновидностью ислама, оказал сильнейшее влияние на мировоззрение Шамиля, предрасположил его к философии религиозного космополитизма. В статье рассказывается, как это проявилось в личных качествах и привычках Шамиля, а также в его стремлении превратить свои, почерпнутые из суфизма, правила жизни в идеологическую и политическую основу созданного им общества.

Абдуллаев А. Образ Шамиля в романе М. Ибрагимовой «Имам Шамиль»: Научная статья/ Алилгаджи Абдуллаевич Абдуллаев, Заира Камиловна Абдуллаева// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. Том 10.- 2016.- № 2.- С. 26 – 30.

В статье делается попытка осветить образ имама Шамиля на материале художественного произведения, дифференцировать представление о Шамиле как историческом лице и его художественном образе.

Атабаева Х. Анализ произведения Абузара Айдамирова «Калужский пленник»: Научная статья/ Хелина Султанбековна Атабаева// Историческая и социально-образовательная мысль. Том 6.- 2014.- № 5.- С. 239 – 241. 

В статье показано, что основанием для оценки событий Кавказской войны автором исторической повести «Калужский пленник» служит противостояние шейха Мансура и имама Шамиля.

Ахмадова Т. Принцип контрастного сопоставления императора Николая и Шамиля в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»: Научная статья/ Тамуса Хамидовна Ахмадова// Мир науки, культуры, образования.- 2019.- № 3 (76).- С. 417 – 418.

В статье показаны принципы изображения образов Николая и Шамиля в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат», представляющие вместе как бы два полюса властного абсолютизма азиатского и европейского. Главным распорядителем ужасных преступлений представлен Николай I, как виновник гибели Хаджи-Мурата и всего зла, царящего на Кавказе. Используя гротеск и сатиру писатель «срывает маску» не только с Николая, олицетворяющего самодержавный строй, а также ореол святости и величия с имама Шамиля, показывая морально уставшего человека, которому надоела долголетняя война и государственные обязанности. Писатель трактует образ Шамиля не жалким, а обречённым. Ему все тяжелее оказывать сопротивление регулярной царской армии, переход Хаджи-Мурата к русским поставил его в сложное положение. Он понимает, что народ его изнурен войной, а враг силен. Толстой – противник войны во всех её проявлениях. Изображая войну «в крови, страданиях, смерти», писатель показывает её бесчеловечность, беспощадность». Особое внимание уделено представителям «высших» слоёв общества, возомнивших себя всемогущими и наделёнными незаслуженной властью. Чувство превосходства над другими людьми, а также вседозволенность, позволяла Николаю делать всё, что ему хочется. Толстой направил основной удар против Николая и самодержавия, но и Шамиль для него не был представителем народоправия. Автор статьи приходит к выводу, что повесть «Хаджи-Мурат» является обвинительным актом против насилия, у русского и кавказских народов нет причин для обоюдной вражды и ненависти. Толстой был за дружбу русского народа с горцами, но без режимов Николая и Шамиля, так как считал неразвитые общественные отношения основой духовного развития народов.

Гаджиева А. Структура образа главного героя повести Н. Самурова «Ахтынская крепость»: Научная статья/ Альбина Абдурахмановна Гаджиева// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки.- 2010.- № 2 (156).- С. 130 – 133. 

Рассматривается структура образа имама Шамиля – главного героя художественно-документальной повести «Ахтынская крепость» Наримана Самурова (Гаджиева Наримана Гаджиевича).

Курбанова К. Проблема достоверности образа в исторической живописи Дагестана (на примере личности имама Шамиля): Научная статья/ Камила Балаэфендиевна Курбанова// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки.- 2010.- № 1 (10).- С. 109 – 115.

В статье проанализированы работы художников, создавших образ имама Шамиля. Показано, как решались проблемы достоверности образа, соотношения героя-личности и народа, объективности в оценке событий.

Список составлен Бурлият Магомедрасуловной Умахановой