В списке представлены ссылки на исторические и искусствоведческие статьи о личности выдающегося государственного и религиозного деятеля и ее отражениях в произведениях литературы и изобразительного искусства.
В статье на основе опубликованных документов, архивных источников, полевых материалов на арабском и на языках народов Дагестана рассматриваются вопросы избрания Шамиля имамом в сентябре 1834 г. и легитимности имамства Шамиля.
В статье
раскрываются различные аспекты геополитического противостояния Российской
империи и ведущих европейских держав в борьбе за Кавказ. Автор показывает, как
Великобритания, Турция и Франция стремились взять под свой контроль этот горный
район в XIX веке, какие механизмы и уловки использовали наши конкуренты на
Кавказе и как горцы становились заложниками большой геополитической игры. На
конкретных исторических примерах показана технология «управляемого хаоса»,
которую использовал Запад для сдерживания и противодействия России. Статья
продолжает цикл исследований автора по изучению технологий политической
дестабилизации общества.
В статье дается анализ юридического материала конституции (низамов) Шамиля с учетом современного состояния классической структуры конституционного законодательства.
На
территории Дагестана в течение долгих лет действовала особая система права. Она
базировалась на низамах (законах, положениях), разработанных имамом Шамилем и
представлявших собой кодекс законодательных актов, регулировавших различные
стороны жизни горцев и деятельность джамаата (местного самоуправления,
общественных представителей) как в мирное время, так и в военный период.
Основные положения этого кодекса опираются на местные традиции, обычаи и на
новые предписания единой, общей для всех на территории Северного Кавказа
религии ислам, так как эта религия только начинала распространяться в начале
XІX в. под предводительством различных имамов. Только имам Шамиль довел это
дело до конца и сформировал общий свод законов для народов Северного Кавказа.
Отдельные законы этого кодекса продолжают действовать по сей день наряду с
федеральными, местными законами Российской Федерации. Некоторые из них представлены
в данной научной работе.
Анализируя всю многогранную деятельность Шамиля по созданию государства, автор делает вывод, что выдающийся горец с самого начала стремился построить истинно правовое государство. В своих начинаниях он не придерживался какой-либо заданной схемы, не переносил механически исторические аналоги под основы государства, а старался творчески подойти к известной практике государственно-правового строительства и с помощью своих ближайших соратников – ученых приспосабливал лучшие образцы к своей модели государства.
Сражение за Ахульго одна из крупных военных операций Кавказской войны, проведенных в Дагестане Чеченским отрядом Кавказской армии под командованием генерала-лейтенанта П.Х. Граббе с 12 июня по 29 августа 1839 г. По русским и местным источникам известно, что стороны не раз предпринимали попытки завершить кровопролитное противостояние переговорами. По русским источникам переговорами о капитуляции, по местным источникам о мирных соглашениях. В настоящей статье рассматриваются взгляды сторон на переговоры, динамика и содержание переговорного процесса, его связь с различными этапами осады. Впервые вводится в научный оборот новый источник, официальный документ, подробнейшая хроника осады Ахульго военные журналы отряда с 12 июня по 30 августа 1839 г., которые ежедневно заполнял командир экспедиционного отряда генерал-лейтенант П.Х. Граббе. Переговоры, получившие развитие во второй половине августа, по местным и русским источникам завершились неоднозначно выдачей сына имама в заложники («аманаты») и штурмом Ахульго. Стороны обвиняли друг друга в нарушении взятых на себя обязательств или в их невыполнении. По официальным русским источникам решение задач по «усмирению Дагестана» в 1839 г., поставленных императором Николаем I перед кавказским командованием, предполагало «уничтожение укрепленного жилища Шамиля на скале Ахульго» и «истребление Шамиля». Конечная цель решения этих задач исключала заключение мирных соглашений с горцами. Тем не менее, по местным источникам (Мухаммад-Тахир ал-Карахи, Абдурахман ал Газигумуки, Гаджи Али, Х. Геничутлинский) «несостоявшиеся мирные переговоры» утвердилась в памяти горцев как история «обмана и нарушения слова русских».
Выдающийся полководец, руководитель народов Дагестана, Чечни и Северного Кавказа в борьбе за свободу и независимость в первой половине XIX в., создатель уникального многонационального и многоконфессионального государства, талантливый реформатор, государственный деятель, ученый и искусный дипломат имам Шамиль был известен во всем мире еще при жизни. Но не все сегодня знают, какую роль играли в жизни Шамиля книги, как он бережно и трепетно относился к ним с детства и до самой кончины. Отношение Шамиля к книге и сейчас остается для всех людей примером, образцом того, как нужно относиться к этому удивительному изобретению человечества, чудесному лекарству души, обширнейшему кладу мудрости, неисчерпаемой сокровищнице ценных знаний и человеческой мысли. В статье освещается тема личности имама Шамиля как глубочайшего ценителя знаний и мудрости, заключенных в произведениях ученых.
Суфизм, являвшийся неортодоксальной разновидностью ислама, оказал сильнейшее влияние на мировоззрение Шамиля, предрасположил его к философии религиозного космополитизма. В статье рассказывается, как это проявилось в личных качествах и привычках Шамиля, а также в его стремлении превратить свои, почерпнутые из суфизма, правила жизни в идеологическую и политическую основу созданного им общества.
В статье делается попытка осветить образ имама Шамиля на материале художественного произведения, дифференцировать представление о Шамиле как историческом лице и его художественном образе.
В статье показано, что основанием для оценки событий Кавказской войны автором исторической повести «Калужский пленник» служит противостояние шейха Мансура и имама Шамиля.
В статье показаны принципы изображения образов Николая и Шамиля в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат», представляющие вместе как бы два полюса властного абсолютизма азиатского и европейского. Главным распорядителем ужасных преступлений представлен Николай I, как виновник гибели Хаджи-Мурата и всего зла, царящего на Кавказе. Используя гротеск и сатиру писатель «срывает маску» не только с Николая, олицетворяющего самодержавный строй, а также ореол святости и величия с имама Шамиля, показывая морально уставшего человека, которому надоела долголетняя война и государственные обязанности. Писатель трактует образ Шамиля не жалким, а обречённым. Ему все тяжелее оказывать сопротивление регулярной царской армии, переход Хаджи-Мурата к русским поставил его в сложное положение. Он понимает, что народ его изнурен войной, а враг силен. Толстой – противник войны во всех её проявлениях. Изображая войну «в крови, страданиях, смерти», писатель показывает её бесчеловечность, беспощадность». Особое внимание уделено представителям «высших» слоёв общества, возомнивших себя всемогущими и наделёнными незаслуженной властью. Чувство превосходства над другими людьми, а также вседозволенность, позволяла Николаю делать всё, что ему хочется. Толстой направил основной удар против Николая и самодержавия, но и Шамиль для него не был представителем народоправия. Автор статьи приходит к выводу, что повесть «Хаджи-Мурат» является обвинительным актом против насилия, у русского и кавказских народов нет причин для обоюдной вражды и ненависти. Толстой был за дружбу русского народа с горцами, но без режимов Николая и Шамиля, так как считал неразвитые общественные отношения основой духовного развития народов.
Рассматривается структура образа имама Шамиля – главного героя художественно-документальной повести «Ахтынская крепость» Наримана Самурова (Гаджиева Наримана Гаджиевича).
В статье проанализированы работы художников, создавших образ имама Шамиля. Показано, как решались проблемы достоверности образа, соотношения героя-личности и народа, объективности в оценке событий.
Список составлен Бурлият Магомедрасуловной Умахановой