День
единства народов Дагестана – республиканский праздник, который отмечается в
целях единения и консолидации многонационального народа Дагестана и является
официальным выходным днем.
События,
к которым приурочен этот праздник, произошли в 1741 году. В середине XVIII века
иранский полководец Надир-шах во главе хорошо вооруженной 100-тысячной армии
двинулся на Кавказ. Он намеревался двумя огромными колоннами пройти через
Дербент, Кайтаг и шамхальство Тарковское на столицу Мехтулинского ханства
Дженгутай с одной стороны и через Шах-Даг, Могу-даре, Кази-Кумух и Хунзах – с
другой, чтобы в результате покорить весь Дагестан.
Поначалу
захватнические планы Надир-шаха осуществлялись именно так, как он задумал.
Огромная армия одерживала одну победу за другой, учиняя по пути расправу над
населением. В результате, взяв по пути Кази-Кумух, войска шаха дошли до границ
Андалала. Вторжение в город началось 12 сентября 1741 года.
Тем
временем дагестанцы, не желавшие быть порабощенными иноземным шахом, стали
объединяться в Андалальской долине – в районе предполагаемого сражения, в месте
под названием «Хициб». Как повествует народный эпос Дагестана, на борьбу с
врагом собрались добровольцы со всех концов Аварии. Гидатлинцы, карахцы,
чамалялльцы, багуляльцы, койсубулинцы массами вливались в боевые дружины,
готовящиеся к тяжелому бою. С тыла противника пробивались в Андалал лакцы,
лезгины, даргинцы, кумыки, табасаранцы, кубачинцы, джарские ополченцы.
Решающее
сражение на территории Андалала продолжалось пять дней. Закаленные в боях
опытные военачальники горских народов, воспользовавшись ослаблением оборонной
силы шахских войск, повели своих воинов в наступление на врага. Героизм
защитников родной земли стал массовым явлением. Так началось изгнание шаха с
дагестанской земли.
Андалальская
победа упрочила геополитическое значение Дагестана как важного стратегического
моста между Западом и Востоком, став убедительным свидетельством силы и мощи
дагестанских народов. Но память героев на несколько столетий была предана
забвению.
В декабре
2010 года на III съезде народов Дагестана было принято решение ввести в
республике новый праздник – День единства народов Дагестана. Указом Президента
Республики Дагестан от 6 июля 2011 года было постановлено отмечать его 15
сентября – в день, когда дагестанская армия повергла в бегство полчища
Надир-шаха.
Адзиев Х. Межнациональное согласие в Дагестане и на Северном Кавказе/ Хизри Гамидович Адзиев,
Нариман Набиевич Гасанов// Известия Дагестанского государственного
педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки.- 2011.- № 3
(16).- С. 56 – 61.
Статья посвящена актуальной проблеме мира и согласия на Северном Кавказе, в одном из наиболее проблемных регионов Российской Федерации. Распад СССР привел к обострению межэтнических противоречий в этом регионе. Дагестан не был изолирован от этого. В 90-е годы XX века он оказался втянутым в межнациональные конфликты. Однако благодаря мудрости дагестанского народа и принципиальной политике руководства республики удалось сохранить единство и территориальную целостность Дагестана в составе Российской Федерации. Огромную роль в укреплении единства народов Дагестана играет русский язык, ставший вторым родным языком для наших народов.
Гаджиев М. Народные традиции и их роль в упрочении дагестанского единства/ Магомедэмин
Магомедрасулович Гаджиев, Нариман Набиевич Гасанов// Теория и практика
общественного развития.- 2013.- № 11.- С. 429 – 432.
Статья посвящена роли народных традиций в упрочении единства Дагестана. Рассматривается взаимосвязь обычаев с межнациональными отношениями, большое внимание уделено таким традициям как гостеприимство и куначество.
Гасанов М. Положение войск Надир-шаха в Южном Дагестане и события в местности «Иран-хараб»/
Магомед Раджабович Гасанов, Гусейн Анверович Магомедов// Известия Дагестанского
государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные
науки.- 2018.- Том 12.- № 2.- С. 5 – 9.
В статье
описаны и проанализированы планы Надир-шаха по завоеванию Дагестана после
некоторых неудач, которые он потерпел в боях в горной местности, освещен заключительный
этап борьбы с полчищами иранского повелителя, всесторонне изучены и обобщены
усилия, предпринимаемые Надир-шахом по дальнейшему завоеванию Дагестана.
Гасанов Н. Межнациональное согласие – главное условие развития России (на материалах полиэтнического Дагестана)/ Нариман Набиевич Гасанов// Социально-гуманитарные
знания.- 2012.- № 5.- С. 175 – 190.
Гасанов Н. Межнациональное согласие в Республике Дагестан: опыт, проблемы/ Нариман
Набиевич Гасанов// Социально-гуманитарные знания.- 2018.- № 3.- С. 124 – 142.
Статья посвящена формированию межнационального согласия. Освещается опыт народов Дагестана по сохранению единства, стабильности и межэтнического согласия в полиэтническом регионе.
Исламмагомедов А. Андалалское сражение и его значение в борьбе народов Дагестана против Надир-шаха (по этнографическим и фольклорным материалам)/ А.И. Исламмагомедов//
Вестник Института истории, археологии и этнографии.- 2005.- № 2 (2).- С. 66 – 76.
В истории народов Дагестана много примеров совместной героической борьбы против иноземных завоевателей. Одним из таких памятных событий стало сражение с войсками Надир-шаха Афшара на землях Андалальского общества. Разгром объединенными силами дагестанских народов войск шаха имел международное значение.
Каймаразов Г. Роль русского языка в укреплении дружбы и единства народов Дагестана/ Гани
Шихвалиевич Каймаразов// Вестник Института истории, археологии и этнографии.-
2012.- № 1 (29).- С. 78 – 80.
В процессе длительных экономических и политических связей дагестанских и русского народов, усиления этих связей после присоединения края к России (1813 г.) в духовную жизнь горцев активно стали проникать элементы русской культуры. Местные языки стали испытывать все большее влияние русского языка, одного из самых сильных и самых богатых языков.
Кидирниязов Д. Крах завоевательных планов Надир-шаха в Дагестане: его последствия для корректировки кавказской политики России и султанской Турции/ Даниял
Сайдахмедович Кидирниязов// Вестник Института истории, археологии и этнографии.-
2011.- № 2 (26).- С. 5 – 16.
Курбанов А. Ахмед-хан Мехтулинский в борьбе народов Дагестана против Надир-шаха/ А.Д. Курбанов,
Надырпаша Алыпкачевич Сотавов// Вестник Дагестанского государственного
университета.- 2014.- № 4.- С. 84 – 90.
В статье освещается освободительная борьба народов Дагестана против Надир-шаха в 40-х годах XVIII века. Особое внимание уделено Ахмед-хану Мехтулинскому, последовательно выступавшему против завоевателей и ориентировавшемуся на Россию. Выявлены факторы, обусловившие единство горцев в борьбе за независимость, развитие и укрепление русско-дагестанских и российско-кавказских отношений.
Курбанова А. Разгром Надир-шаха объединенными силами народов Дагестана в Андалале в 1741 г./ А.Б. Курбанова, М.А. Курбанов// Вестник Дагестанского государственного
университета.- 2012.- № 4.- С. 80 – 83.
Надир-шах, не знавший поражений, потерпел сокрушительное поражение в 1741 году в Андалальском обществе. Угроза физического истребления объединила дагестанский народ и дала возможность разгромить «Грозу Вселенной».
Магомедов А. Переосмысление дагестанской национальной идеи/ Абдулла Абдуллаевич
Магомедов, Юсуп Джабраилович Джабраилов// Известия Дагестанского
государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные
науки.- 2008.- № 2.- С. 35 – 44.
Теоретические разработки и понятия (форма мысли) как «нация», «народность», «советский народ», «национальный интерес» и «народное единство» (сближение народов Дагестана с другими нациями и странами России и СССР) утрачивают свои мировоззренческие и культурно-ценностные ориентиры. Естественно, это отражается и на современной политике, национальных отношениях, выборах, кадровых вопросах и т.д., так как эти научные разработки по национальному вопросу были закреплены в государственных и партийных документах и во всех всесоюзных переписях.
Магомедов А. Духовно-нравственное единство, культура межнационального общения и патриотизм в традициях народов Дагестана/ Абдурахман Магомедович Магомедов// Известия
Дагестанского государственного педагогического университета.
Психолого-педагогические науки.- 2014.- № 2 (27).- С. 38 – 48.
В статье раскрываются особенности формирования духовно-нравственного единства культуры межнационального общения и патриотизма, воспитания подрастающих поколений в традициях народов Дагестана.
Магомедов Г. Южный Дагестан накануне нашествия полчищ Надир-шаха/ Гусейн Анверович
Магомедов/ Известия Дагестанского государственного педагогического
университета. Общественные и гуманитарные науки.- 2009.- № 1 (6).- С. 30 – 35.
Статья посвящена описанию положения в Южном Дагестане накануне нашествия иранских завоевателей, раскрытию ряда внутренних и внешних факторов, влиявших на внутриполитическое развитие и внешнеполитическое состояние этих владений. Также раскрываются причины, способствующие вмешательству соседних стран во внутренние дела Дагестана.
Муртазаев А. Роль Кайтага в разгроме войск Надир-шаха в Дагестане в 1734 – 1747 гг./
Арсен Омарович Муртазаев// Вестник Института истории, археологии и этнографии.-
2009.- № 3 (19).- С. 29 – 46.
В статье показывается значение Кайтагского уцмийства в борьбе народов Дагестана с иранской агрессией во время правления Надир-шаха.
Мусаев М. Шуайб Б. Идрис ал-Багини о победе над Надир-шахом/ Махач Абдулаевич Мусаев//
Вестник Института истории, археологии и этнографии.- 2010.- № 4 (24).- С. 36 –
38.
Победа над Надир-шахом стала значительным событием в истории Дагестана. Однако местных источников, освещающих эту битву, крайне мало. Одним из них является краткое сообщение в сочинении, принадлежащем перу Шуайба, сына Идриса из селения Багинуб. Написанное на арабском языке оно содержит описание событий, имевших ужасное начало и счастливый конец.
Оруджев Ф. Помощь России народам Дагестана в период борьбы против Надир-шаха/ Фахреддин
Набиевич Оруджев// Вестник Томского государственного университета.- 2016.- №
403.- С. 99 – 102.
Показаны помощь и покровительство со стороны российских властей народам Дагестана в борьбе против иранского завоевателя Надир-шаха в 40-е годы XVIII века, что привело к усилению внешнеполитической ориентации дагестанской правящей знати на Россию. Раскрываются причины поддержки Россией народов Дагестана, противостояния царского правительства планам иранского шаха покорить Дагестан, мотивы обращения дагестанских правителей за помощью и покровительством к России, а не к Турции.
Сотавов Н. Борьба народов Дагестана и Азербайджана против Надир-шаха: опыт содружества ипреемственность традиций/ Надырпаша Алыпкачевич Сотавов// Вестник Института
истории, археологии и этнографии.- 2005.- № 2 (2).- С. 77 – 81.
В статье показывается, что в борьбе со своими геополитическими соперниками – Турцией и Россией – Надир-шах придавал исключительное значение овладению Азербайджаном и Дагестаном, которые занимали ключевые позиции между Европой и Азией, Черным морем и Каспием на главных коммуникациях, ведущих в Переднюю и Центральную Азию, на Ближний и Средний Восток. Выявляется историческая роль и международное значение освободительной борьбы народов Дагестана и Азербайджана против Надир-шаха.
Умаханов М-С. Борьба народов Дагестана против полчищ Надир-шаха в 30 – 40-х годах XVIIIвека в дагестанской исторической литературе/ Магомед-Салам Курбанович Умаханов//
История, археология и этнография Кавказа.- 2006.
В статье акцентируется внимание на показе вклада дагестанской историографии в изучение и освещение борьбы дагестанских народов против захватнической политики кровожадного иранского правителя Надир-шаха, а также на некоторых аспектах ее оценки.
Халидова М. Предания о борьбе с Надир-шахом в фольклоре народов Дагестана/ Мисай
Расуловна Халидова// Филологические науки. Вопросы теории и практики.- 2016.- №
12-2 (66).- С. 48 – 50.
В статье рассматривается борьба против Надир-шаха в духе народного взгляда на историю. В народе и по сей день бытуют предания о героях и событиях, относящихся к этому периоду. Ряд преданий отражает наиболее достоверные события, оформленные в традиционной метафорической образности. Автор статьи отмечает, что в некоторых преданиях ощущается влияние эстетики героического эпоса. Более широко представлены предания, в которых герои наделены не только отвагой и мужеством, но и умом, хитростью, находчивостью. Здесь акцент делается не на героизацию образа, а на изображение качества характера героя. В основе преданий лежат мифологическая условность с ее атрибутами (особенно гиперболизацией), идеализацией героев, традиционный осознанный вымысел, характерный для эпических произведений.
Составитель
Бурлият Магомедрасуловна Умаханова