вторник, 7 февраля 2023 г.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НОВОЙ ФОРМАЦИИ: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотированный рекомендательный список тематических электронных полнотекстовых научно-популярных статей

Алексеев С. Психологические аспекты правового воспитания детей старшего дошкольного возраста/ С.Г. Алексеев// Управление образованием: теория и практика.- 2022.- № 1 (47).- С. 10 – 14.

В статье рассматриваются психологические аспекты правового воспитания детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время в дошкольном образовании процесс совершенствования происходит непрерывно. На формирование всесторонне развитого ребенка направлена педагогическая деятельность, и для этого вводятся особенные программы развития, которые сочетают разные стороны педагогического процесса. Правовое воспитание, являясь одной из ведущих тенденций современного общества, предполагает втягивание ребенка в мир человеческих ценностей. Психологический аспект является главнейшим в формировании психики ребенка в старшем возрасте дошкольника, и выявляет степени развития психологических качеств ребенка, являющихся необходимыми для развития видов обучаемой деятельности.

Аманжолова А. Пути развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы/ Асель Нурлановна Аманжолова, Майра Махамбетовна Абдурахманова// Наука и реальность.- 2022. -№ 1 (9).- С. 89 – 92.

В статье проанализированы пути развития речи детей дошкольного возраста, дана характеристика возрастных особенностей детей. Авторами предложено в качестве эффективного средства развития речи применение во время организованной учебной деятельности по художественной литературе театральной деятельности.

Ачисова Н. Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста/ Н.И. Ачисова// Символ науки.- 2022.- № 8 – 2.- С. 71 – 72.

В статье показывается, как влияют народные сказки на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Также идет ознакомление с национально-региональным компонентом – сказками хакасского народа, их влиянием на самосознание детей.

Безносова О. Педагогический мониторинг нравственной культуры дошкольника/ Ольга Алексеевна Безносова, Артур Минехатович Аллагулов// Вестник Самарского государственного технического университета.- Серия: Психолого-педагогические науки.- 2022.- Том 19.- № 3. С. 65 – 80.

Статья посвящена проблеме комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у детей дошкольного возраста. Проблематика, затрагиваемая в статье, актуализирована существующим в психолого-педагогических исследованиях противоречием между обширным вниманием науки к вопросам нравственного воспитания, морально-нравственного становления личности и неопределенностью критериев оценки и соответствующих им средств педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников. Предлагаемые исследователями варианты мониторинга нравственной культуры детей не отражают общее понимание нравственной культуры, акцентируют внимание на отдельных ее сторонах (национальные ценности, православные нравственные категории, различные морально-нравственные качества и т.д.), что, несомненно, значимо для науки и практики. Однако задачи дошкольного образования, диктуемые современными стандартами, требуют качественно нового подхода к целостной и всесторонней оценке результатов воспитания нравственной культуры, что подчеркивает необходимость создания, описания и эмпирической апробации модели комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников. В рамках описываемой в статье модели комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников предлагается процедура мониторинга, позволяющая всесторонне оценить нравственное развитие детей по когнитивно-смысловому, эмоционально-оценочному и поведенческому критериям. Эмпирическая апробация показала, что предложенная процедура мониторинга соответствует решению поставленных задач, дает возможность оценки как отдельных критериев, так и общего уровня развития нравственной культуры дошкольников, а полученные результаты соотносятся с экспертными оценками и наблюдениями педагогов и воспитателей.

Вербовская В. Эмоциональная отзывчивость как один из результатов эмоционального воспитанияв старшем дошкольном возрасте/ Валерия Сергеевна Вербовская// Научный результат. Педагогика и психология образования.- 2022.- Том 8.- № 4.- С. 66 – 78.

Социально-экономические, технологические и другие факторы снижают естественный эмоциональный фон развития ребенка, его эмоциональную отзывчивость. В старшем дошкольном возрасте растет число детей с выраженной агрессивностью и тревожностью, родители больше внимания уделяют интеллектуальному развитию детей в ущерб эмоциональному. В статье выделены профессиональные затруднения педагогов в развитии эмоциональной отзывчивости: как перевести знание эмоций и состояний в поступки детей, в деятельность; как организовать межличностное взаимодействие для развития эмоциональной отзывчивости; как пробуждать чувства ребенка; как выбрать средства для развития эмоциональной отзывчивости. Эмоциональная отзывчивость воспитывается как общечеловеческая ценность, как потребность общественных отношений, это важнейший результат (показатель) эмоционального воспитания, когда в ответ на полученную и осознанную информацию - идентификацию (узнавание, понимание) эмоционального состояния другого человека (ребенка, взрослого) у ребенка возникает естественная потребность (доминирующая в его личностной структуре) оказать сочувствие, помощь, поддержку.

Гаджиева Р. К проблеме развития музыкальных способностей детей в дошкольном возрасте/ Рашидат Ибрагимовна Гаджиева, Марина Асадуллаевна Абдурахманова// Проблемы современного педагогического образования.- 2022.- № 75 – 4.- С. 85 – 87.

В статье рассмотрена проблема развития музыкальных способностей детей в дошкольном возрасте. Педагог-музыкант, занимаясь с ребенком дошкольного возраста, должен учитывать, что музыкальные способности в данном возрасте не всегда ярко выражены. Воспитание интереса оказывает положительное воздействие на развитие личности ребенка, сущность которого предполагает составление соответствующего алгоритма, определение способов и методов воздействия на процесс воспитания у дошкольников интереса к классической музыке.

Долганина В. Воспитание ценностных ориентиров у старших дошкольников при взаимодействии педагогов дошкольной образовательной организации и семьи/ В.В. Долганина, А.Э. Ширванян// Мир науки, культуры, образования.- 2022.- № 1 (92).- С. 185 – 187.

В статье рассматриваются понятия «ценность», «ценностные ориентиры», определяется их сущностное содержание. Автором определено, что ценностными ориентирами личности выступают следующие: развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма; принятие и уважение ценностей семьи и общества; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной культурой и т.д. Представлены основные принципы и формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Раскрыты педагогические условия воспитания ценностных ориентиров у старших дошкольников при взаимодействии педагогов дошкольной образовательной организации и семьи. Представленный материал позволяет сделать вывод об актуальности воспитания ценностных ориентиров у старших дошкольников.

Михайлова Ю. Технологии и формы экономического воспитания детей дошкольного возраста/ Юлия Викторовна Михайлова, Ольга Александровна Циренщикова, Екатерина Ивановна Тюрина, Людмила Владимировна Тенигина, Юлия Анатольевна Шилихина, Оксана Владимировна Крутилина, Татьяна Сергеевна Водолажская// Интерактивная наука.- 2022.- № 5 (70).- С. 23 – 27.

В статье рассматриваются различные технологии и формы экономического воспитания детей дошкольного возраста. Актуальность темы обусловлена важностью экономической грамотности в современном мире.

Мулюкина Е. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами интерактивных игр/ Елена Ивановна Мулюкина, Наталья Александровна Сухова// Вестник науки и образования.- 2022.- № 7 (127). С. 79 – 81.

В образовании современных детей необходимо использовать технологию, которая повысит уровень мотивации детей к обучению. В статье рассказывается о применении в детском саду для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста блока «Экологика» интерактивного комплекса «Играй и развивайся», на основе сенсорного датчика, который считывает движения ребенка, и все управление программой происходит с помощью жестов.

Папенкова Ю. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста/ Юлия Ивановна Папенкова, Инна Ивановна Подчасова// Интерактивная наука.- 2022.- № 6 (71).- С. 48 – 49.

В статье описываются основные характеристики патриотического воспитания как одного из основных направлений социального воспитания дошкольников. Раскрывается определение патриотизма. Приводятся примеры педагогических методов и инструментов, используемых педагогами дошкольного образования в процессе патриотического воспитания. Определены основные специфические характеристики педагогического воздействия в рамках патриотического воспитания дошкольников. Подчеркивается важность патриотического воспитания в период дошкольного образования современных детей.

Пономарева Е. Диагностика социальных эмоций дошкольников в условиях музыкальных занятий: материалы исследования/ Елена Владимировна Пономарева, Ольга Игоревна Иванова// Общество. Среда. Развитие.- 2022.- № 1 (62).- С. 97 – 102.

Значение музыкального воспитания в социализации дошкольников сложно переоценить, поскольку социальные эмоции в дошкольном детстве неразрывно связаны с развитием эмоциональной сферы ребенка. Тем не менее, именно в области музыкальной педагогики исследований в области социализации детей в условиях музыкальных занятий практически нет. В отдельных программах музыка используется как дополнение к предлагаемому комплексу средств и методов социального воспитания детей. В статье представлен материал диагностического исследования социальных эмоций детей дошкольного возраста в ситуации восприятия музыкальных произведений различного эмоционального содержания. Специально подобранный репертуар и методы исследования позволяют проследить динамику развития социальных эмоций от первоначального эмоционального отклика до осознания детьми своих эмоциональных состояний, их вербализации.

Распопова Н. Разработка программы по краеведению для детей дошкольного возраста/ Нина Николаевна Распопова// Исследователь / Researcher. -2022.- № 1 – 2 (37 – 38).- С. 113 – 120.

Статья посвящена анализу использования элементов музейной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях в целях знакомства с культурой и историей родного края, воспитания любви к Родине. Автором проведен анализ возможностей краеведческого музея по проведению работы с детьми дошкольного возраста, представлены результаты опроса детей и родителей о знании своей малой родины. Результатом работы стала программа по краеведению «С чего начинается Родина?» для воспитанников образовательной организации, представленная в статье.

Сергованцева М. Электронные образовательные ресурсы как средство формирования информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром/ М.В. Сергованцева// Вестник науки.- 2022.- Том 1.- № 4 (49). С. 81 – 85.

В статье рассматривается вопросы использования электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе с целью формирования основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста для ознакомления с окружающим миром. Проведен обзор ресурсов, которые способствуют развития и воспитанию дошкольников.

Умирова Д. Роль подвижных игр в развитии мозговой деятельности дошкольников/ Дильшода Хусниддиновна Умирова// Academic research in educational sciences.- 2022.- Том 3.- Выпуск 6.

В статье убедительно показано, что подвижные игры развивают мозговую деятельность ребенка, обоснованы их значение и важность.

Уснатдинова Д. Уровни адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста/ Джумагуль Шараповна Уснатдинова// International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education: Collection of scientific articles. LXXXVI International Correspondence Scientific and Practical Conference.- Boston, 2022.- С. 93 – 95.

Рассмотрено развитие навыков адекватности у дошкольников на основе индивидуального подхода в образовательных и научных учреждениях мира, на основе личностно-ориентированного воспитания, индивидуального и дифференцированного подходов, реформирования педагогического взаимодействия семьи и дошкольного воспитания, совершенствования работы педагогов. У дошкольников старшего возраста самостоятельная самооценка проявляется во внешней оценке по отношению к элементам собственного образа. Это процесс самопознания ребенка, устраняющий неустойчивость представлений о себе.

Черкасова Е. Взаимодействие дошкольной организации с родителями/ Евгения Анатольевна Черкасова// Вестник науки и образования.- 2022.- № 10 (130).

В статье анализируются проблемы взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников, изучаются способы эффективного взаимодействия с родителями.

Шепеленко С. Применение средств функционального тренинга в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста/ Светлана Алексеевна Шепеленко, Марина Викторовна Куликова// Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт.- 2022.- № 8.- С. 42 – 50.

Разработана содержательная часть экспериментальной программы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с целью совершенствования их функциональных возможностей. Экспериментально обосновано применение комплекса средств функционального тренинга на основе комбинаций из простых бытовых упражнений, выполняемых под музыку, упражнений на равновесие и баланс в сочетании с динамическими упражнениями и упражнения на нестабильных поверхностях. Представлены показатели функционального состояния детей и их уровня физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах в процессе педагогического исследования.

Шершнева Е. Формы и методы трудового воспитания дошкольников/ Елена Ивановна Шершнева, Любовь Михайловна Тимонова// Интерактивная наука.- 2022.- № 8 (73).- С. 42 – 43.

В статье рассматривается проблема трудового воспитания дошкольников, выделяются и описываются его формы и методы. Авторы анализируют педагогический опыт и приходят к выводу, что труд является важнейшим средством воспитания детей дошкольного возраста.

Составитель Бурлият Магомедрасуловна Умаханова